Чужая земля не нужна

Елена Новомлинская
22 июля 2002, 00:00

В этом году туроператоры неожиданно столкнулись с заметным спадом внешнего туризма и ростом спроса на туризм внутренний. По предварительным оценкам, в этом году туров по России будет продано на 20% больше, чем в прошлом

Июнь, горячий для туризма месяц, не принес радости туроператорам, отправляющим русских за границу. Клиентов оказалось намного меньше, чем ожидалось. Половина туров, как и в мае, продается по спецпредложениям ("Египет за 129 долларов", "Турция за 139 долларов"), то есть ниже себестоимости. Почему наши туристы не едут за границу? Среди множества версий (высокий сезон еще наступит, запрет на полеты шумных самолетов отпугнул туристов, туристы боятся авиакатастроф) привлекает внимание одна: русские уже "наелись" заграницей. Косвенно это подтверждается невиданным подъемом на рынке внутреннего туризма. По предварительным оценкам, в этом году туры по России купит на 20% больше людей, чем в прошлом.

Кораблей не хватает

Хит нынешнего сезона - круизы по российским рекам и озерам. Спрос на них намного выше предложения. У многих операторов места на теплоходах распродаются на месяц-полтора вперед. "Если бы мы могли увеличить мощности на двадцать пять процентов, мы все равно заполняли бы все корабли", - говорит директор круизной компании "Ортодокс" Михаил Ковалев.

Самым популярным считается семи-двенадцатидневный маршрут Москва-Санкт-Петербург с трехдневной стоянкой в Питере и однодневными остановками в Ярославле, Угличе, Костроме, Кижах, на Валааме. Цена такого тура колеблется от 55 до 120 долларов за сутки в зависимости от уровня теплохода и класса кают. Другие популярные маршруты - Москва-Углич-Москва и "Русский Север" (с заходом на Соловки). Маршруты Москва-Волгоград (12 дней) и Москва-Астрахань (15-17 дней) из-за своей длительности и высокой стоимости пользуются меньшим спросом.

В этом году российским любителям круизов пришлось выкупать путевки за несколько месяцев до поездки. С осени прошлого года круизные туры по России стали весьма популярны среди иностранцев, и более 60% теплоходов зафрахтовали иностранные туроператоры. Иностранцы не любят плавать на одном теплоходе с русскими, поэтому пароходства в начале сезона делят имеющиеся мощности между российскими и иностранными туроператорами. В этом году нашим туристам выделили всего 30-40%.

объем предложения круизных туров на рынке жестко ограничен количеством судов. Почти все круизы обслуживают теплоходы, построенные еще в 70-80-е годы в ГДР, Венгрии и Чехословакии. В России теплоходы такого класса никогда не строили. Закупать сегодня дополнительные корабли дорого - даже крупные судоходные компании не в состоянии увеличить количество туристических судов. Единственное, что они могут делать, - вкладывать средства в реконструкцию судов и улучшение навигационного оборудования. Требования туристов к качеству размещения постоянно растут (первыми на теплоходах раскупаются самые комфортабельные каюты - двухкомнатные "люксы"), поэтому вложения в реконструкцию кораблей и улучшение кают быстро окупаются. По словам сотрудников компании "Волга-Флот-Тур", стоимость туров по сравнению с прошлым годом выросла в рублях на 20-30%. Поскольку рост спроса на круизы продолжается, а новым теплоходам появиться неоткуда, цена туров будет расти и дальше.

Праздник огурца

Другое популярное направление внутреннего туризма - Золотое кольцо. Туроператоры ожидают, что общее количество туристов, посетивших Золотое кольцо, в этом году вырастет на 15%. Россияне покупают не только многодневные туры, но и охотно выезжают на уик-энд в один из городов. Двухдневные поездки с проживанием, питанием и экскурсионным обслуживанием обходятся в 2100-2400 рублей на человека.

Все большую популярность приобретают событийные поездки - с привязкой к какому-либо мероприятию или празднику, которые в городах Золотого кольца проводятся очень часто (православные праздники, народные обряды, фестивали ремесел и т. д.). Например, в Суздале отмечают Праздник русской сказки, День Ивана Купалы и даже давно забытый Праздник огурца.

На фоне растущего спроса довольно заметно улучшается качество предложения. По словам директора компании "ВИТ-Информ" Алексея Жегалова, база для размещения туристов стремительно развивается - многие гостиницы проводят реконструкцию, улучшают инфраструктуру, расширяют номерной фонд за счет строительства на своей территории коттеджей и бунгало. Строятся и новые гостиницы. В июне, например, открылся отель "Сокол" в Суздале, соответствующий уровню "4 звезды". Под Владимиром строится комплекс "Русская деревня", состоящий из рубленых деревянных домов, бани и конного двора. Однако операторы говорят, что улучшение базы размещения не успевает за ростом спроса: на уик-энд свободных мест в хороших гостиницах не остается.

Цены московские

На фоне активного роста внутреннего туризма бледновато выглядит самый известный и популярный российский курорт - Сочи. Отдых на побережье продается в этом году хуже, чем в прошлом. Городская администрация считает, что против города ведется активная кампания антирекламы (например, майская передача на ОРТ о надвигающемся землетрясении). Однако, по мнению туроператоров, главная причина в другом. "По ценам Сочи не выдерживает никакой конкуренции с Турцией, Египтом или Болгарией. В июне можно было купить неделю отдыха в Египте за сто двадцать девять долларов, тогда как в Сочи только перелет обходится в сто двадцать-сто сорок долларов", - говорит заместитель директора компании "Инна Тур" Ростислав Захаров.

Поскольку сезон в Сочи не такой длинный, как в Турции или в Испании, отели стремятся выжать максимум из летних месяцев и из года в год повышают цены. В этом году проживание подорожало в среднем на 10%.

Но еще более неадекватными выглядят цены на билеты. Авиаперелет в Сочи всегда был дорогим, а в этом году процентов на тридцать в рублях подорожали билеты и на поезд (сейчас билет в купейном вагоне из Москвы до Сочи стоит 1000 рублей в один конец). При этом с билетами по-прежнему проблема. Групповые билеты туроператорам выкупать невыгодно, поскольку при продаже групповых билетов МПС дает скидку лишь на 15% мест в каждом составе. Когда этот лимит исчерпан, туроператоры должны выкупать билеты на тех же условиях, что и все прочие граждане. Поэтому многим туристам приходится самим доставать билеты. Да и все остальное - еда, развлечения, спорт - в Сочи очень дорого. Бассейн стоит 12-15 долларов в час, теннисная ракетка - 20 долларов в час, ужин на двоих - более 100 долларов. В общем, цены московские.

Впрочем, база быстро развивается. "Появляется множество частных мини-гостиниц, например 'Русь-Евро' в районе санатория 'Русь' и 'Веста' в Лазаревском. Стоимость проживания в них - от двадцати пяти долларов в сутки за двухместный номер (в пик сезона - дороже). Эти частные отели дают как раз то соотношение цены и качества, которое нужно нашим туристам", - считает начальник отдела въездного и внутреннего туризма компании "Нева" Елена Воеводина.

Если к Сочи наблюдается некоторый спад интереса, то Анапа и Геленджик продаются по-прежнему хорошо. Сюда едут лечиться. Санатории в Анапе стоят 650-750 рублей в сутки с трехразовым питанием и медицинским обслуживанием. В лучших номерах цены поднимаются до 1000 рублей в сутки.

Туристы хотят лечиться

Традиционно высоким остается спрос на отдых в санаториях и пансионатах Подмосковья. Места во многих из них выкуплены практически на все лето. По сравнению с прошлым годом спрос увеличился на 20-30%. Причем особенно заметно вырос интерес к санаторному лечению, которое в Подмосковье, по мнению туроператоров, дешевле и при этом не хуже, чем за границей.

Нижний предел цен на санатории - 500-1000 руб. в сутки (с питанием и лечением). Отдых в самых дорогих санаториях, принадлежащих Управлению делами президента ("Барвиха", "Лесные дали", "Сосны") обходится в 70-100 долларов в сутки, при том что в эту цену обычно входит только проживание - за питание и лечение нужно платить отдельно.

Обычные пансионаты и дома отдыха тоже популярны. Наибольшим спросом пользуются пансионаты, предлагающие номера с удобствами и имеющие большую территорию с водоемом и развитую инфраструктуру. При ценах 650-1000 рублей за сутки с человека (с трехразовым питанием) такие пансионаты хорошо заполняются.

Время от времени в Подмосковье появляются и новые места для отдыха, как, например, туристический комплекс "Гелиопарк" (70 км по Дмитровскому шоссе) или пансионат "Астория" (25 км по Ярославскому шоссе). Стоимость проживания в них довольно высока - от 50 до 100 долларов в сутки. В целом же, по мнению туроператоров, большие объемы нового строительства в Подмосковье пока не требуются. Если привести в порядок то, что уже есть, спрос на хороший отдых в Подмосковье будет удовлетворен.