Рынок потребительского кредита в России вступил в новую фазу. Стараниями двух банков - банка "Русский стандарт" и Дельта-банка - широкие слои среднего класса вскоре получат в свое распоряжение револьверную кредитную карту.
Во всем мире владелец такой кредитной карты пользуется кредитной линией, открытой для него банком. При этом от клиента не требуют ни обеспечения, ни предварительного внесения определенной суммы на счет, банки лишь оценивают его платежеспособность. Кредитный лимит зависит от уровня доходов клиента, и в этих рамках он может тратить деньги на текущие нужды или делать крупные покупки. Как только заемщик начинает погашать долг, он вновь может кредитоваться. До сих пор российский потребитель среднего достатка был лишен этого популярного во всем мире инструмента доступа к кредитным ресурсам.
Технология кредита
Такой банковский продукт, как потребительское кредитование, начал развиваться в нашей стране не так давно - всего два года назад (см. "Эксперт" N34 за 2000 год и N44 за 2001 год). До кризиса 1998 года банки зарабатывали совсем на других рынках и на других инструментах, они-то и привели большинство банков к банкротству. После этого российские банкиры обратили свое внимание на то, что в развитых странах население - более стабильный и надежный клиент, чем корпорации, и что в секторе обслуживания физических лиц финансовые потоки более постоянны, чем в корпоративной сфере. Так в России стал зарождаться рынок потребительского кредитования. Было и еще одно соображение в пользу кредитования физических лиц: у нас в стране любой банк с большой степенью вероятности может однажды оказаться заложником многомиллионного кредита, выданного одному крупному заемщику. А потому российские банкиры, обратившись к потребительскому кредиту, получали шанс диверсифицировать свои риски.
И хотя банки ринулись кредитовать население, поставить эту банковскую услугу на "конвейер", сделать ее массовой смогли не все. Дело в том, что, выдавая кредит, банк должен четко оценивать свои риски, а четко представлять себе платежеспособность клиента в стране, где официально декларируемые доходы сильно отличаются от реальных, - задача явно нетривиальная. Кроме того, чтобы выдавать кредиты массово, банки должны были существенно изменить технологию работы. "А у нас большинство банков все еще остались оптовыми, а не розничными, - говорит Юрий Мальцев, председатель комиссии АРБ по платежным системам. - С розницей не каждый банк справится. Нужно обслуживать множество мелких клиентов, открывать дополнительные отделения".
Вот и получилось, что банки выдавали потребительские кредиты состоятельным клиентам, тем, кто заведомо способен обеспечить полученный заем, или требовали от клиентов документальных доказательств их кредитоспособности. Так действовал, например, Сбербанк. Но были и те, кто пошел по пути расширения клиентской базы.
Банк "Русский стандарт", например, закупил у американской фирмы NCR автоматическую систему моментальной оценки кредитных рисков. Претенденту на кредит нужно заполнить специально составленную анкету. Ответы сверяются с характеристиками смоделированного в системе "добросовестного плательщика". (Параметры модели получены в результате анализа больших массивов статистической информации о клиентуре американских банков. К настоящему времени базовая модель уже скорректирована статистикой, собранной на российском рынке.) Если претендент соответствует модели "добросовестного плательщика", то через пятнадцать минут он получает кредит. А второй шаг "Русского стандарта" - он выдвинул свои отделения непосредственно в магазины и сети, торгующие товарами длительного пользования - бытовой техникой, мебелью и пр., то есть туда, где кредит постоянно востребован. Так кредит "Русского стандарта" стал поистине массовым, по данным банка, им воспользовались уже 450 тыс. человек и каждые полгода число клиентов банка, прибегающих к кредиту, удваивается. Кстати, у торговцев, участвующих в программе, доля кредитуемых продаж достигает 30%.
Появление на рынке легкодоступного кредита показало, что спрос на него давно созрел. Люди даже стояли в очередях к пунктам выдачи. Потребительский кредит на покупку домашних вещей стал популярным у людей со средним достатком.
Кредитный modus vivendi
На фоне интереса, проявленного широкой публикой к жизни взаймы, вполне логичным шагом для бизнеса банков стало решение увеличить доступность кредитования за счет карточных программ.
До сих пор, правда, на рынке действовали преимущественно аналоги "настоящих" кредиток - обычные дебетовые карты. Условия их выдачи - клиент вносит залоговую страховую сумму и сам регулярно пополняет свой счет. Кредитные услуги банки распространяли и на зарплатные карточные программы - в сектор, где сосредоточена львиная доля пластика. Привязывая кредит к дебетовым и зарплатным картам, банки получали дополнительные гарантии кредитоспособности клиента.
Включение кредита в набор услуг по дебетовой или зарплатной карте - этакого рода полумера, вроде бы и кредит, а вроде и от рисков банки гарантированы. И по существу кредитование в этих случаях не более чем маркетинговый ход, сродни договоренностям о предоставлении владельцам карт скидок в каких-то торговых и сервисных предприятиях. Доступ к разнообразным дополнительным услугам должен убедить клиентов в преимуществах платежных карт того или иного банка. К слову, и предоставляется кредит по дебетовым картам на более короткий срок, чем предполагают настоящие кредитки - те самые револьверные карты.
В "Русском стандарте" программа кредитных карт платежной системы MasterCard была запущена полгода назад. К настоящему моменту владельцами карт стали 50 тыс. человек, предполагается, что к концу года это число достигнет 100 тыс. Дмитрий Руденко, старший вице-президент банка "Русский стандарт", прогнозирует, что к середине следующего года объемы кредитов, выданных по карточкам, будут сопоставимы с суммами, выплачиваемыми по программе потребительского кредита. В конечном счете банк рассчитывает, что к программе присоединится миллион человек. В банке "Русский стандарт" кредиты выдаются под 24% годовых. Минимум ежемесячного возврата составляет 10% от суммы используемых средств.
В середине июля о начале массового выпуска кредитных карт платежной системы Visa объявил и Дельта-банк. Российский рынок финансовых услуг вполне готов к тому, чтобы кредитная карта стала массовым продуктом. С одной стороны, созрела целевая аудитория. К ней, по оценкам специалистов группы БКГ, относится 8-10% населения больших городов, а в Москве - все 15%. "Это группа обеспеченных домохозяйств, активно воспринимающих идеологию и экономику рыночных отношений", - комментирует эксперт группы БКГ Леонид Ардалионов.
Эти активные представители среднего класса не только готовы пользоваться новой услугой, но и могут себе это позволить. С точки зрения Стюарта Лоусона, председателя совета директоров Дельта-банка, об этом свидетельствует как рост доходов этой категории общества, так и ее возрастающая уверенность в стабильности своего финансового положения. Стало быть, один из факторов развития нового банковского инструмента - финансово-психологическая готовность к нему общества. А с другой стороны, г-н Лоусон не сбрасывает со счетов и экономические тенденции, снижающие риски для банков: налоги снизились и позволяют многим работодателям вывести заработную плату своих сотрудников из тени. Да и на фоне других рынков, страдающих от последствий мирового кризиса, российский выглядит наиболее стабильным.
Кредитный лимит по картам Дельта-банка установлен на уровне 70% месячного дохода клиента (подтверждается справкой с работы). Ежемесячно владелец карты должен выплачивать минимум 15% от суммы полученного кредита и проценты за его использование. Процентная ставка за кредит составляет 18% годовых, что очень близко к средним значениям ставки по стандартным картам в США - 17%. До конца текущего года банк планирует выпустить около 60 тыс. кредитных карт, а в 2003 году еще 100 тыс. А в целом потенциальными клиентами банка могут быть примерно 1 млн 200 тыс. человек - именно столько представителей среднего класса насчитали специалисты банка в Московском регионе.
Появление на российском рынке настоящих кредитных карт должно изменить потребительское поведение представителей российского среднего класса - как это случалось в разных странах. Если потребитель не так жестко привязан к своему текущему доходу, если он избавлен от необходимости копить деньги, чтобы сделать крупную покупку, то он становится активнее и расширяет свой рыночный выбор. И переход банков от простого потребительского кредита к использованию карточек послужит катализатором этого процесса: ведь теперь владелец карты может прибегать к кредиту при оплате гораздо большего спектра товаров и услуг, чем раньше.
En masse
Кредитные карты - этот новый на нашем рынке, но весьма привлекательный банковский инструмент - будут еще некоторое время предлагать только два банка. Остальные, по всей видимости, займут выжидательную позицию и будут осторожно кредитовать лишь очень надежных клиентов. Пока они еще не готовы преодолеть свой страх перед массовостью клиентов и рисками невозврата долгов.
Тем временем и "Русский стандарт", и Дельта-банк уже сейчас стремятся найти инструменты, которые позволят им выйти в лидеры кредитования. И ставка делается не столько на массовость, сколько на приверженность клиентуры: "На мой взгляд, - отмечает г-н Руденко, - в конкурентной борьбе победит не тот, у кого будет больше клиентов, и не тот, кто больше заработает сегодня, а в первую очередь тот, кто сможет построить долгосрочные отношения с клиентами". В этой игре, конечно, не бывает мелочей. Например, в Дельта-банке заметили, что реклама банковских продуктов в России, как правило, отличается сугубой серьезностью. Поэтому одним из своих козырей здесь считают юмор, введенный в рекламную кампанию их кредитной карты. А в "Русском стандарте" пошли по пути расширения "ассортимента" - клиентам предлагают и карточки международного стандарта, и локальные карточки, которые принимаются в магазинах, сотрудничающих с банком по программе потребительского кредитования, и кобрэндинговые карты - Аэрофлота, ЦУМа, "Арбат Престижа" и других (их владельцы имеют право на скидки и бонусы у партнеров банка).
И все же основные факторы успеха - это соответствие инфраструктуры банков технологиям массового продукта и работа с рисками. У массовости есть свои подводные камни. Например, из-за недостаточного числа собственных отделений банк "Русский стандарт" столкнулся с тем, что клиенты, погашавшие кредит, стояли в очередях. Правда, решение проблемы нашлось: банк договорился о том, что теперь кредит можно вернуть в отделении любого банка России. В конечном счете, по мнению г-на Ардалионова, массовые технологии и новые отделения - это задачи, разрешаемые на уровне стандартных менеджерских подходов: "Технологии сейчас совершеннее, чем лет пятьдесят назад, когда появились первые кредитные карты. Масштабы инвестиций тоже легко просчитываются. А вот управлять рисками значительно сложнее. Один из них очевиден: средний класс в России еще очень неустойчив в финансовом отношении. Условия на рынке труда меняются очень динамично: явно востребованные пять лет назад люди становятся аутсайдерами. А жирок, позволяющий сгладить эти колебания в благосостоянии, еще не накоплен".
Банкиры подтверждают, что карточная кредитная программа в некотором отношении более рискованна, чем программа потребительского кредита: "Помимо собственно кредитного риска существуют моменты, различающие поведение владельца карточки и получателя потребительского кредита. Случается, что держатель кредитной карточки по прошествии некоторого времени начинает считать кредитный лимит собственными деньгами, которые не нужно будет возвращать. Это часто приводит его к необдуманным тратам и покупкам дорогих, не нужных ему вещей. С одной стороны, для банка это хорошо: есть обороты по карточке, есть доходы. Но с другой - есть опасность банального банкротства человека".
Борьбу с рисками два банка ведут по-разному. Дельта-банк более консервативен: он рассчитывает подстраховаться официальными справками о доходах, которые постепенно будут выводиться из тени. А банк "Русский стандарт" намерен и дальше использовать систему оценки платежеспособности клиента, аналогичную программе потребительского кредитования. Есть основания полагать, что второй путь более адекватен характеру российской экономики: уж очень велик в России теневой сектор.