Владимир Путин предложил уже в мае 2003 года провести в обеих странах референдум по вопросам окончательного объединения на базе российской Конституции, в конце 2003 года провести выборы в единый парламент, а весной 2004-го избрать единого президента. Российский рубль при этом может быть введен в качестве денежной единицы Белоруссии уже 1 января 2004 года, то есть на год раньше, чем предполагалось ранее подписанными соглашениями. Национальный банк Белоруссии таким образом превратился бы в обычное территориальное подразделение Центробанка РФ.
С большим трудом удержав себя в рамках дипломатической корректности во время московского визита, Лукашенко дал волю чувствам только по возвращении на родину. В минском аэропорту он заявил, что такой вариант, когда "Белоруссии предлагают семью субъектами федерации войти в состав России", ни его, ни белорусский народ никак не устраивает.
Большинство российских и зарубежных наблюдателей сделали вывод, что Кремлю просто надоела бесплодная политическая возня вокруг невыгодного союза с Белоруссией, да и сам одиозный правитель Лукашенко, и было решено выдвинуть неприемлемый вариант, чтобы прекратить все это.
Нам эта игра представляется более конструктивной. Владимир Путин наконец решился отбросить дипломатические экивоки и сообщить суть: Россия может пойти на большие затраты и риски в связи с интеграцией депрессивной экономики Белоруссии только взамен на получение полного политического суверенитета над ней. И вовсе не факт, что эта идея рано или поздно не будет поддержана белорусской элитой и самим Лукашенко. Идти на политическую конфронтацию с Россией в условиях изоляции с Запада и усиления внутренней оппозиции "батька" не может, а давление с востока на него будет только возрастать. Кроме того, Россия имеет достаточно политических и особенно экономических ресурсов, чтобы начать большую игру в Белоруссии и просто создать нужную ей политическую конфигурацию в этой братской и очень сильно привязанной к России экономически стране.