Осторожный Гринспен

19 августа 2002, 00:00

Федеральная резервная система (ФРС) США на очередном совещании комитета по открытым рынкам решила оставить ставку рефинансирования неизменной - на самом низком за последние сорок лет уровне в 1,75%. Однако руководство ФРС дало понять, что ставка может быть снижена на следующем заседании комитета в конце сентября, если экономика США вновь окажется в состоянии спада.

Снижение ставки рефинансирования ФРС начала еще в январе 2001 года, пытаясь обеспечить "мягкую посадку" перегретой американской экономике и воспрепятствовать ее вступлению в рецессию. За одиннадцать месяцев стоимость денег в США упала более чем втрое, и с декабря 2001 года, когда прошлогодний спад уже оказался позади, ставка застыла на неизменном уровне. К середине лета некоторые аналитики предсказывали, что из-за растущего риска возобновления рецессии в экономике США ФРС может снизить ставку рефинансирования до 1,5% или даже ниже. Другие же утверждали, что ставка, наоборот, вырастет, так как ее снижение или поддержание на нынешнем уровне увеличивает риск инфляционной накачки экономики деньгами. Тем не менее глава ФРС Алан Гринспен выступил за сохранение ставки рефинансирования на нынешнем уровне, полагая, что новая волна экономического спада для США сейчас куда опаснее инфляции. Как надеются в ФРС, низкая стоимость кредитов подстегнет потребительский спрос, довольно активно увеличивавшийся на протяжении года. Например, в июле американцы истратили на 1,2% больше, чем в июне. Если тенденция сохранится, то американская экономика сможет снова войти в фазу устойчивого роста.

Если же этого не произойдет, ФРС готова для стимулирования потребительского спроса снижать ставку рефинансирования и дальше. Однако в этом ведомство Гринспена проявляет вполне объяснимую осторожность, учитывая пример Японии начала 90-х, где также пытались активизировать потребителей снижением ставки рефинансирования и снизили ее до нуля. Привело это вовсе не к подъему, а к десятилетней стагнации. Конечно, США - это не Япония, их экономики и культуры слишком различны, поэтому риск японского сценария для Америки не очень велик. Но осторожный Гринспен при любом развитии событий не забудет японский опыт.