В прошлый понедельник в Багдаде нашли застреленным в своем доме престарелого палестинского террориста Абу Нидаля. Обстоятельства его гибели неизвестны, возможно, это и самоубийство, поскольку Абу Нидаль давно страдал лейкемией. Брат террориста сообщил телеканалу "Аль-Джазира", что родственники потеряли контакт с ним еще тридцать восемь лет назад и никто из них не знал, что он в Багдаде. "В семидесятых-восьмидесятых годах Абу Нидаль был чем-то вроде бен Ладена, человеком террора, чью руку чувствовали везде", - вкратце охарактеризовал его жизнь аналитик израильского Военного радио. "Ирак предоставляет убежища, тренировочные базы, финансовую помощь и поддержку таким террористическим группами, как Организация Абу Нидаля (ОАН), этим объясняется, почему Ирак зачислен в страны - спонсоры терроризма", - отозвался на смерть палестинца американский госдеп. По его подсчетам, на счету ОАН около девятисот убитых и раненых в двадцати странах мира.
Сабри Халиль эль-Банна, будущий Абу Нидаль, родился в Яффе в мае 1937 года в семье одного из самых богатых людей в подмандатной Палестине. У отца Сабри было тринадцать жен, шестнадцать сыновей и восемь дочерей. Будущий террорист родился от восьмой жены, сирийки по происхождению. Его отец владел 3 тыс. гектаров земли, недвижимостью во Франции, Сирии и Турции и контролировал 10% экспорта из Палестины в Европу. В 1948 году после провозглашения еврейского государства земли, принадлежавшие отцу Сабри, были конфискованы израильским правительством. В миг обнищавшая семья оказалась в лагере палестинских беженцев в секторе Газа, но потом ей все-таки удалось перебраться в Наблус. В двадцать пять лет Сабри, женившись, переехал в Саудовскую Аравию, где стал работать электриком. Постепенно он втянулся в политику - стал социалистом (баасистом), вступил в палестинскую организацию "Фатх", созданную в 1965 году Ясиром Арафатом, и тут же попал в поле зрения саудовских спецслужб. Сабри арестовали, подвергли пыткам и в конце концов выслали из страны. Этот печальный опыт определил крайне негативное отношение Сабри к Израилю, Англии (разделившей Палестину) и Саудовской Аравии. А "шестидневная война" сделала его террористом.
Израильское радио недаром сравнило Абу Нидаля именно с бен Ладеном - в отличие от других палестинских террористических организаций, ОАН (она же Революционный совет "Фатх", Революционная организация социалистических мусульман и проч.) создавалась Абу Нидалем специально для проведения актов международного терроризма. Такое решение он принял после того, как Арафат в 1973 году ограничил деятельность палестинских боевиков Израилем и оккупированными территориями. Уже в сентябре 1973 года Абу Нидаль вопреки запрету захватывает посольство Саудовской Аравии в Париже. За это Абу Нидаль был исключен из ФАТХ и тут же создал собственную террористическую организацию. Своей целью она объявляет уничтожение государства Израиль, а объектом покушений считает всех евреев независимо от гражданства. Правда, группа начинает непримиримую борьбу и с "оппортунистами" - на ее счету организация убийств ряда деятелей Организации освобождения Палестины и попытка покушения на самого Арафата. За это ООП приговорила Абу Нидаля к смерти. В 1982 году теракт ОАН спровоцировал ввод израильских войск в Ливан. Пик террористической активности Абу Нидаля пришелся на время нашей перестройки - с декабря 1985 года по июль 1988 года. После чего он прекратил атаки на Запад, не трогал "территории" и лишь иногда принимал участие в разборках между арабскими режимами.
Организационный талант Абу Нидаля проявился прежде всего в умении находить заказчиков. Первоначально, в 1974-1983 годах, руководство ОАН находилось в Ираке, и одним из главных направлений деятельности Нидаля на службе у Саддама Хусейна были нападения на сирийцев. Затем Абу Нидаль был выслан в Сирию и до 1987 года служил Асаду, направляя террор против Иордании. В 1987 году он переезжает в Ливию, а еще через три года, восстановив отношения с Саддамом Хусейном, переводит часть организации в Багдад. С 1991 года террористическая активность Абу Нидаля резко идет на спад, так что восходящей "звезде" бен Ладену он никакой конкуренции не оказал. Аналитики объясняют это как развитием болезни самого Абу Нидаля, так и обнищанием его главного спонсора Саддама Хусейна, проигравшего войну в Заливе.
На прошлой неделе CNN раздобыло целый архив старых пленок бен Ладена, на них зафиксирована подготовка боевиков к захвату заложников, к ведению боев в городе и испытание ими химического оружия. Хотя Багдад и спонсировал Абу Нидаля, о таком размахе ему даже мечтать не приходилось: число его боевиков (даже в лучшие времена не больше 400 человек) и размах действий (захваты самолетов и посольств) не идут ни в какое сравнение ни с "частными" армиями бен Ладена, ни с теми войнами, которые они вели, ведут и готовятся вести с США и Израилем. Если Абу Нидаль превратил терроризм из "булыжника пролетариата" в международный криминальный бизнес, то бен Ладен успешно трансформировал его в крупномасштабную иррегулярную войну. И оружие массового поражения ему нужно совсем не для тех целей, о которых обычно заявляют террористы в голливудских фильмах, - оно ему нужно, чтобы выиграть войну со сверхдержавой. "Соединенные Штаты кончат разъединенными штатами", - пообещал бен Ладен еще в далеком 1998 году, объявляя войну "крестоносцам". Как раз в тот год тяжело больной Абу Нидаль вернулся в Багдад на покой. Вахту сдал - вахту принял: в тот год соцтерроризм окончательно уступил первое место исламскому. А классовая борьба уступила свое место "конфликту цивилизаций". Ибо для нового поколения террористов панацеей от всех мировых бед является уже не плановая экономика, а шариат.