Твердая рука - вождь россиян

Наталья Архангельская
26 августа 2002, 00:00

Наступающий политический сезон пройдет под знаком приближающихся выборов. Альтернативы Путину нет, но за свое избрание ему снова придется заплатить немалую цену

Эксперты считают достоверной информацию, согласно которой в начале мая на столе у президента лежали списки из нескольких десятков госчиновников высокого ранга, приказ об увольнении которых он должен был подписать в течение месяца. Список включал в себя людей из "старокремлевской" группировки, и возглавляли его премьер Михаил Касьянов и глава президентской администрации Александр Волошин. Однако 17 мая состоялась "историческая" встреча президента с главой его администрации, в результате которой на эти планы было наложено эмбарго: почти все персонажи до сих пор остаются на своих местах, а между тем, как утверждают наши источники, вопрос своей актуальности не потерял. Доверенные лица фигурантов из черного списка (по большей части находящихся в отпуске) бдительно отслеживают ситуацию в Москве, чтобы успеть предотвратить непоправимое, а наиболее заинтересованное в смене декораций ближайшее окружение президента (которое можно назвать "новокремлевцами") продолжает убеждать главу государства, что эти ребята совершенно обнаглели, не ставят его ни в грош и что с ними пора кончать. Решение, как они надеются, может последовать в течение ближайших недель - в верхах царит напряженность. Однако если чистка не получилась в мае, то сегодня она еще более проблематична: ситуация с тех пор стала менее благоприятной для подобных действий.

Реформы окончены, забудьте

С этой осени мы вступаем в очередной смутный период электорального цикла, и все происходящее в ближайшие полтора года следует оценивать только в этом ракурсе. Многое, увы, можно предсказать наперед. Ну, скажем, ситуацию с реформами, о которых пока можно забыть. Кроме тех, что имеют популистский оттенок, как, скажем, административная реформа: когда же и поприжать крапивное семя, как не накануне выборов? Форсировать же земельную, военную, образовательную реформы или подступаться к ЖКХ отважится сегодня только самоубийца. Все перечисленные направления уже практически оседлали коммунисты, которые готовят народный референдум против антинародных реформ.

Правительство тоже задействовало свои предвыборные заготовки: в бюджете на следующий год кабинет ощутимо нарастил социальную составляющую.

Можно также ожидать обострения борьбы за такие серьезные инструменты избирательной кампании, как "Газпром" и ОРТ, - первый как таящий в себе большие финансовые возможности, второй как информационно-идеологическое оружие. Обе структуры требуют перестройки, и то, как они будут реформироваться и кому в конечном итоге достанутся, уже является предметом яростной торговли на электоральной ярмарке. Пока что по инициативе Марата Гельмана, которому удалось убедить Волошина, что выборы будут телевизионными, при ОРТ создан экспертный совет, включивший в себя весь политологический бомонд. А в Госдуме сформирована рабочая группа по отслеживанию ситуации вокруг ОРТ с тем, чтобы народное достояние не попало в какие-нибудь особо загребущие руки. Претенденты, впрочем, давно известны: госпакет первого канала облюбовал рекламный гигант "Видео Интернешнл", за которым стоит один из столпов "старокремлевской" группировки министр Михаил Лесин.

С "Газпромом" же и так все ясно: взять компанию под контроль и нормализовать ситуацию в ней "новокремлевцам" не удалось: Алексей Миллер так и остался декоративной фигурой, да и под ним сегодня кресло шатается. Так что немалая доля истины в нашептываниях присных о том, что президент в доме не хозяин, есть.

Злой президент и добрый премьер

Отмеченное еще весной противостояние между Путиным и Касьяновым за прошедшие месяцы не только не смягчилось, но идет по нарастающей. Для внимательного наблюдателя картина складывается забавная: первое и второе лица разъезжают по городам и весям и в каждом публичном выступлении противоречат и прекословят друг другу: если первый сказал "черное", второй тут же говорит "белое". Не успела затихнуть перепалка по поводу темпов экономического роста, как сыскался новый сюжет: президент высказал в Саранске идею создания инструмента федерального вмешательства, чтобы иметь возможность отстранять от власти губернаторов, доведших свою область до ручки, в ответ на что премьер в Калуге приголубил региональные власти, заявив, что большинство субъектов стабильны, аграрное и промышленное производство там растет, а губернаторы, соответственно, молодцы. Догадайтесь с трех раз, какие речи были приятнее для местной элиты?

Особой остроты достигла полемика между первыми лицами по вопросу о таможенных пошлинах на ввозимые иномарки: здесь президент выступает защитником отечественного производителя, а премьер - отечественного потребителя. Победа осталась за последним: он своим личным указанием снизил пошлины с предлагавшихся Путиным заградительных 35 до 25%. При этом специалисты утверждают, что популистский жест премьера может быть принят за чистую монету только людьми непосвященными, поскольку в реальности пошлины для физлиц заметно выросли, так как "ввоза по кубикам" (упрощенная схема) больше не существует. На этом примере особенно наглядно видно, что Касьянову настойчиво формируют имидж защитника самых разных групп населения: от предпринимателей (включая и олигархов), которых он защищает от террора силовиков, до рядовых граждан, везущих подержанные иномарки из-за границы. Иными словами, речь идет о некоем аналоге Черномырдина, который кому-то может показаться предпочтительнее "немца в Кремле".

Молодых людей с портретами президента на майках ("Идущие вместе") премьер неполиткорректно обозвал вандалами, а недавно подложил своему начальнику еще одну свинью. Он поручил руководителю аппарата правительства Игорю Шувалову (чрезвычайно энергичному, хваткому и опытному чиновнику) написать свой вариант предложений по административной реформе в пику верному путинцу Дмитрию Козаку, который давно занимается этим вопросом. Речь идет о вещах животрепещущих - о разграничении полномочий между властями, и наблюдатели полагают, что в этом соревновании шансы будут на стороне Шувалова, известного в качестве стратега жесткой аппаратной обороны Белого дома против Кремля.

Как остричь барашка

Зачем Касьянов затеял эту игру с президентом? Часть политологов не исключает, что на выборах 2004 года будет сформирована антипутинская коалиция, и в этом случае ставка будет сделана скорее всего на Касьянова. Больше ставить не на кого. Однако возможность такого поворота событий все же представляется маловероятной.

Теоретически вроде бы шансы есть: во властном поле сегодня действуют три элитные группировки, претендующие на всю полноту власти, - "старо-" и "новокремлевцы" и группа Чубайса. Первая и последняя, несмотря на соперничество, склонны к ситуативным союзам, что и подтвердилось недавно в ходе гладкого и бесконфликтного переизбрания Волошина председателем совета директоров РАО ЕЭС. В качестве президента Касьянов устроил бы обе группировки: старая ельцинская элита - его малая родина, а Чубайс умеет добиваться от премьера того, что ему нужно. Деньги нашлись бы, информационно-идеологический ресурс - тоже. Но вся эта умозрительная конструкция, тем не менее, нереализуема, чему виной не виртуальный, как у Касьянова, а вполне осязаемый и убедительный рейтинг Путина.

Как говорят социологи, данные фокус-групп доказывают, что за вальяжной фигурой премьера респонденты видят пустоту, чего нельзя сказать о Путине. И опорная группа Касьянова не может этого не понимать.

Тогда зачем же это, казалось бы, бессмысленное бодание? А чтобы "первому" жизнь медом не казалась, особенно сегодня, в преддверии выборов. Ясно, что в спокойной, стабильной обстановке, в условиях единения элит избираться проще, чем когда тебя дергают и кусают со всех сторон и ты не успеваешь огрызаться. Понятно, что, функционируя в таком режиме, клиент может утомиться, почувствовать себя некомфортно и даже запросить пощады, перемирия. И вот тут ему можно выставлять свою цену, чего, собственно, все и домогаются: Чубайс, говорят, уже предложил президенту свои услуги в качестве руководителя предвыборного штаба, и наблюдатели гадают, что он за это попросил. Все эти ребята понимают, что, если Путина оставить в покое, он победит самостоятельно, без посторонней помощи, но тогда этого барашка нельзя будет стричь в последующие четыре года его президентства. А этого допустить нельзя. Вот в этой логике действительно нельзя исключать, что Касьянов будет-таки баллотироваться в президенты в 2004 году - чтобы отобрать у патрона 5-6% голосов, что на фоне тяжелой борьбы с коммунистами для Путина будет весьма неприятно. И его не утешит даже то обстоятельство, что после такого эксперимента на Касьянове как на политике можно будет поставить крест. Путину нужна победа чистая и уверенная, которая дала бы ему свободу рук, но, судя по тому, как грамотно "окучивает" его элита, он вряд ли может на нее рассчитывать.

Куда ни кинь - всюду клин

Если элитные группировки, даже обладающие всеми ключевыми постами, ведут себя таким образом, может быть, и в самом деле Путину следовало бы перетряхнуть верхушку? Может быть, хуже не будет? Большинство наблюдателей, однако, считают, что будет. По ряду причин. Во-первых, если сместить Касьянова, то делать из него конкурента примутся уже всерьез и нападки на Путина станут еще ожесточеннее. Выиграть у него по-прежнему не сможет никто, но и чистой уверенной победы ждать трудно.

Правда, что касается правительства, то здесь президенту могли бы помочь коммунисты, которые все-таки не сжигают последних мостов в отношении Путина. А насчет кабинета министров их позиция однозначна: в отставку! Можно было бы воспользоваться их подсказкой, но для этого надо не препятствовать проведению референдума и по его итогам сменить правительство. Правда, тогда он рискует быть обвиненным в том, что идет на поводу у коммунистов. Пока же в верхах вынашивается план срыва инициируемого КПРФ народного волеизъявления путем юридической казуистики: по закону можно организовывать не более одного референдума в полгода, и если подсуетиться и зарегистрировать какой-нибудь референдум раньше коммунистов, то они со своей затеей пролетают.

От резких движений Путина удерживает, видимо, еще и то, что снять-то чужих чиновников можно, но где же взять им на замену своих? Пяток-десяток толковых людей в окружении президента погоды не делают, и этим скудным ресурсом все кадровые дыры не закроешь. Что наглядно подтверждается и списком возможных преемников на имеющие освободиться места. В кресло Касьянова прочат военного министра Иванова, или полномочного представителя в ПФО Сергея Кириенко, или чрезвычайно активизировавшегося в последнее время (особенно в критике правительства) председателя Счетной палаты Сергея Степашина. На место Волошина предлагается все тот же Сергей Иванов или уж совсем экзотические варианты вроде телевизионных начальников Константина Эрнста и Олега Добродеева. Говорят, правда, и о варианте рокировки Миллер-Волошин, однако если последний получит в свое распоряжение "Газпром", то его позиции только укрепятся, что идет вразрез с главным пафосом затеваемых чисток.

Но при всем том по некоторым позициям Путин держит оборону твердо, о чем свидетельствует ситуация вокруг союза с Белоруссией. Как утверждают наши источники, "старокремлевская" группировка хотела бы получить этот союз в любой форме (если в маловразумительной, то это даже лучше), но побыстрее. А на пост президента объединенных государств предлагается кандидатура Бориса Ельцина, который восстал из пепла, как птица феникс, и деятелен, как никогда. Когда в начале лета Путин сказал Лукашенко неприятную правду, первый президент России немедленно поднялся на защиту лидера братской страны. Но последний поступок Путина, без обиняков предложившего Лукашенко влиться в Россию семью субъектами, буквально загнав того в угол, свидетельствует: здесь президент готов стоять насмерть. И однозначно выраженное недовольство старых элитных группировок его не смущает.

Твердая рука

Но такую твердость, увы, наш президент проявляет не всегда, несмотря на свой имидж "твердой руки" и даже обвинения в авторитарности. Вспомните: "свой в доску" Ельцин менял премьеров как перчатки, по нескольку раз навязывал Совету Федерации заведомо непроходные кандидатуры на пост генпрокурора, и это лишь малая толика числящихся за ним подвигов. "Кровавый чекист Путин" ничем таким похвастать не может: за время его президентства он отважился убрать с авансцены лишь самые одиозные фигуры из олигархов, сменил руководство силового блока, несколько самых отвязанных губернаторов. И все.

Впрочем, может, это и хорошо: размашистый Ельцин нас утомил. Но одну серьезную ошибку Путин все же сделал: он пытался бороться за свою самостоятельность с навязанным ему окружением его же методами, но здесь обложившие его элитные группировки были заведомо сильнее и выиграть у них он не мог. Он пытался овладеть ситуацией, расставляя своих людей на ключевые посты в экономике, но более опытные чиновники из старой элиты их легко переиграли. Причина в том, что у "новокремлевцев" нет никакой альтернативной стратегии в отношении происходящего в стране, а этот пирог, каким бы он ни был, пекли не они, и им от него достаются лишь крохи. Что справедливо. Надо печь свой, и, по некоторой информации, "новокремлевцы" начинают это понимать: в последнее время пошли слухи, что под эгидой банкира Сергея Пугачева готовятся некие стратегические выкладки, которые призваны стать идейной платформой новых элит.

А в ожидании стратегии они поругиваются и соперничают друг с другом, а некоторые уже готовы примкнуть к сильнейшему. "Новокремлевскую" группировку эксперты классифицируют следующим образом: активные - Игорь Сечин, Виктор Иванов (администрация президента), Николай Патрушев (ФСБ), банкир Пугачев, Сергей Богданчиков из руководства "Роснефти". Иногда сюда же относят Миллера. Умеренное крыло объединяет Дмитрия Козака (замглавы президентской администрации), Виктора Черкесова (полпред на Северо-Западе), банкира Владимира Когана, руководителя "Северстали" Алексея Мордашова. К "мягким" относят Дмитрия Медведева, Германа Грефа - их-то и считают наиболее склонными к сотрудничеству со старыми элитами. В особенности это справедливо в отношении Медведева, который как председатель совета директоров "Газпрома" практически согласился с существованием скандально известной компании "Итера".

Так или иначе, но сегодня новые элитные группировки по факту слабее старых и обеспечить Путину спокойное избрание на второй срок они в одиночку не могут. Блок с другими центрами силы необходим и неизбежен, вопрос только - какую цену за это придется заплатить.