В последней декаде августа в Армении побывала многочисленная делегация представителей турецких кругов, в основном из приграничных областей. По времени визит совпал с очередной попыткой администрации США реанимировать деятельность армяно-турецкой комиссии по примирению - она фактически распалась после бесплодных попыток сблизить позиции двух сторон по вопросу признания и осуждения геноцида армян 1915 года в Османской Турции.
С 1991 года Армения и Турция под давлением США не раз демонстрировали готовность пойти на сближение. "Локомотивами" процесса, цель которого - либерализация режима армяно-турецкой границы, стали деловые круги обеих стран. Пока все попытки были безрезультатными, хотя Ереван никаких предварительных условий для налаживания экономических связей не выдвигает. По мнению же турецких властей, открытие границ может состояться лишь при условии урегулирования ряда политических вопросов, в частности проблемы Нагорного Карабаха. Для Еревана тема армяно-азербайджанских отношений весьма болезненная.
Возглавлявший турецкую делегацию председатель Торгово-промышленной палаты Игдыр Тайяр Орал пообещал, что в случае открытия армяно-турецкой границы ежегодный товарооборот между двумя странами может вырасти почти в десять раз - до 300-400 млн долларов.
Наблюдатели в Ереване восприняли визит турецких промышленников и их заявления как очередную пропагандистскую акцию властей Турции, рассчитанную прежде всего на то, чтобы ублажить официальный Вашингтон. Мол, видите, Турция со своей стороны предпринимает "необходимые и достаточные" шаги по сближению с Арменией. Дело не сдвигается с мертвой точки из-за того, что армяне-де не хотят идти на уступки Азербайджану в вопросе Нагорного Карабаха.
Впрочем, не только стремление помочь Вашингтону закрепиться в Закавказье вынуждает Анкару возобновить "заигрывание" с Арменией. Видя усиливающуюся с каждым днем нестабильность в Грузии, турки серьезно обеспокоились судьбой своих транспортных связей с Азербайджаном. Если ситуация в Грузии вдруг полностью дестабилизируется, то Анкаре и Баку придется прорабатывать альтернативные маршруты грузоперевозок. Один из вариантов - транзит через Армению.
Для Еревана возможное сближение с Турцией чревато возникновением трений с ее ближайшим союзником - Россией. Российские официальные лица считают, что проблемы на Северном Кавказе существенно осложнились после решения грузинских властей полностью открыть (для безвизового проезда) свою границу с Турцией. А ее власти, как неоднократно указывали МИД и Минобороны РФ, не делают ничего, чтобы пресечь деятельность чеченских террористов и перекрыть финансовые потоки, поступающие из страны на поддержку банд в Чечне. Уместно предположить, что в случае либерализации транзита через армяно-турецкую границу та же Россия если и не начнет выдвигать аналогичные обвинения в адрес официального Еревана, то по крайней мере будет вести себя в отношениях с Арменией более настороженно. И тогда армянские власти с тоской будут вспоминать тот уровень отношений с Москвой, который есть сейчас.