Договор между Грузией и Международной энергетической корпорацией (МЭК) "Итера" о создании единой газораспределительной компании СП "Итера-Джорджиа" должен быть подписан до наступления отопительного сезона, считает президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, невзирая на то, что у большинства депутатов парламента и во неправительственных организациях страны эта идея встретила резкое неприятие. "Грузии не нужен дополнительный рычаг давления Москвы в виде этого СП. И вообще, с учетом взаимоотношений двух стран подобное сотрудничество выглядит кощунственным", - считает лидер фракции "Демократы" Гиоргий Барамидзе.
Дело отнюдь не в российских "корнях" "Итеры", которая, к слову, зарегистрирована в США. Просто Грузия уже не понаслышке знает, как связывать себя кабальными условиями с монополистом в энергосфере. Когда американская компания AES-ТЭЛАСИ завладела электрораспределительными сетями Тбилиси, она взвинтила тариф с 2 тетри (примерно 1 цент) до 12,4 тетри за киловатт, а теперь, откровенно нажимая на власти, почти что шантажируя их, пытается довести его до 13,7. Чем это обернется для тбилисцев, официальная средняя зарплата которых едва доходит до 20 долларов, объяснять вряд ли нужно. "Американцы тоже начинали с обещаний не трогать существующий тариф в течение ближайших лет, а потом повышать его поэтапно и незначительно. Что же говорить о русских, которым предполагается отдать пятьдесят один процент акций создаваемого СП?" - восклицает Барамидзе.
Министр топлива и энергетики Давид Мирцхулава обосновывает создание "Итера-Джорджиа" тем, что на газовой сети страны необходимо проводить реабилитационные работы и обеспечивать бесперебойное газоснабжение. По словам министра, система газоснабжения, особенно в столице, уже практически отслужила свой срок (износ достигает 80%) и в любое время может произойти трагедия. Для реабилитации тбилисских сетей необходимо примерно 70 млн долларов, для подготовки к осенне-зимнему сезону еще 7 млн. "Таких денег у нас нет. В случае создания СП их может предоставить 'Итера'. К тому же с появлением совместного предприятия экспортер откажется от недавно введенной системы предоплаты за газ, - заявил корреспонденту 'Эксперта' г-н Мирцхулава. - И в конце концов, других претендентов на наше разваленное газовое хозяйство просто нет".
Израильская газовая компания "Тахал" заинтересовалась было газовой системой Грузии, но не смогла согласиться с условиями, выдвинутыми грузинским руководством, и махнула на все рукой. Так осталась одна "Итера", она к тому же еще и единственный поставщик газа в Грузию. За несколько лет образовался долг в размере свыше 90 млн долларов, что не позволяет Грузии диктовать "Итере" свои условия. А категорическое требование президента страны Эдуарда Шеварднадзе как можно быстрее покончить с формальностями в создании СП свидетельствует, что Грузия готова смириться с необходимостью отдаться в руки российской компании. Газ нужен, а другого источника и механизма его получения нет.
Конечно, есть "проект века" газопровод "Баку-Тбилиси-Эрзерум". Но если он и будет реализован, то совсем не скоро - года через четыре, не раньше. А Турция из-за кризиса не может гарантировать закупки газа в полном объеме. И все-таки государственный министр Автандил Джорбенадзе в ходе переговоров с руководством МЭК "Итера" настоял на включении в соглашение пункта, предусматривающего возможность обеспечения страны иным, нероссийским газом, если такая возможность появится и если это будет экономически целесообразно.
Но и этим не удалось убедить противников создания компании "Итера-Джорджиа". И Шеварднадзе, дабы хоть как-то сбалансировать российское участие в проекте и переломить общественное мнение, неожиданно предложил AES-ТЭЛАСИ стать третьим в совместном предприятии. Предложения главы государства в Грузии отклонять не принято, и все-таки руководитель американской компании Игнасио Иррибарен категорически отверг его. "В столь коррумпированной стране, каковой является Грузия, AES не может расширять сферу деятельности", - заявил он местным СМИ. Так что российское присутствие в газовом хозяйстве Грузии безальтернативно.