Банковско-страховой рычаг

Елена Маковская
16 сентября 2002, 00:00

Банки и страховые компании предоставляют российским предприятиям ряд услуг по сопровождению и кредитованию их экспортных сделок. Без государственной поддержки снизить стоимость услуг по страхованию экспортных кредитов не удастся

Посткризисный подъем в российской экономике создает предпосылки для расширения экспортных мощностей наших производителей и изменяет их финансовые потребности. Особенно это актуально для экспортеров несырьевых отраслей. Государство надеется на увеличение доли несырьевого экспорта в общем его объеме, попытается оказать некоторую поддержку производителям, реанимирует идею создания специального агентства по страхованию экспортных кредитов.

Какие задачи ставят перед финансовыми институтами экспортеры сегодня, в чем испытывают затруднения, на чью помощь рассчитывают? Могут ли принять этот вызов российские банки? Ответ на эти вопросы постарался получить "Эксперт", беседуя с банкирами, промышленниками и страховщиками.

Когда импортер просит рассрочку

Мировая тенденция, определившаяся в структуре финансовых расчетов, свидетельствует: акцент проблемы "кому продать" прочно дополнился позицией "на каких условиях". В условиях, когда предложение превышает спрос, покупатели настаивают на рассрочке платежа. Продавец, не способный удовлетворить это требование, теряет конкурентные преимущества и сходит с дистанции. Не единожды машиностроительные российские предприятия проигрывали тендеры - по цене-то лидировали, да по условиям исполнения контракта отставали. Самый печальный пример последних лет - российские "Силовые машины" проиграли тендер на поставку энергетического оборудования для каскада ГЭС "Три ущелья" в Китае.

Понятно, что предоставление рассрочки платежа для экспортера означает дополнительную нагрузку на его оборотные ресурсы. В ожидании денег ему предстоят расходы на закупку сырья, комплектующих, на транспорт, на оплату электроэнергии, на зарплату персоналу. Российские экспортеры, естественно, отправились за кредитами в российские и западные банки. Везде их встретили с набором требований разной степени жесткости.

"Спрос на те или иные операции банка со стороны экспортера определяется, в том числе, конъюнктурой внешних рынков и уровнем развития национальной экономики, частью которой наш клиент является, - считает заместитель начальника управления клиентских отношений Международного московского банка Сергей Дзюбенко. - Важно учесть, что наши экспортеры в большинстве своем выступают на международном рынке прайстейкерами, а не прайсмейкерами. Они принимают действующие на мировом рынке цены, а не устанавливают их. Колебания мировых цен не только влияют на проблему построения компанией бизнес-плана на средне- и долгосрочный периоды, но и формируют определенное поведение контрагентов на рынке внешнеторговых сделок. Высокий спрос на рынке предполагает авансирование поставщика (в ситуации рынка продавца), увеличение предложения побуждает производителя соглашаться на рассрочку платежа (рынок покупателя)". Основными потребителями сложных финансовых продуктов, по свидетельству банкира, выступают экспортные предприятия биржевой группы товаров, в частности нефте- и нефтехимический сектор, цветная металлургия.

Факторинг и форфейтинг (вариант факторинга) применяются в экспортном финансировании и предусматривают комплекс финансовых услуг банка в обмен на уступку дебиторской задолженности. Факторинг - такая схема, при которой банк кредитует экспортера на срок рассрочки платежа импортера, при условии, что экспортер переуступает банку права требования долга (подробнее о факторинге см. статью "Финансовый хай-тек" в N45 "Эксперта" за 2000 г.). Форфейтинг - это право банка принимать риск исполнения требований по договору поставки и инкассировать эти требования. Банк-форфейтор покупает у должника (импортера) переводной или простой вексель и не имеет права регрессного требования к кредитору (экспортеру). Сделки форфейтинга совершаются, как правило, на срок до трех лет и, по существу, предполагают, что экспортер уступает банку все требования к покупателю вместе с рисками по сделке (к последним относятся риск неплатежеспособности импортера, валютный риск, риск изменения процентных ставок и проч.). Все риски оцениваются и включаются банком в цену сделки наряду со ставкой по кредиту. Вместо векселей клиент может предложить банку аккредитив или переуступить дебиторскую задолженность - право получения валютной выручки. (Для такой переуступки придется брать разрешение на осуществление капитальной операции в ЦБ РФ.)

Подчеркнем еще раз, что схема форфейтинга не предполагает регрессного иска, то есть права возвратного требования к экспортеру. Случись что, банк-форфейтор останется решать проблемы за экспортера, вступившего в сделку, а тот, получив денежки от банка, напрочь забывает про головную боль. Сделки, не предполагающие права регрессного иска к экспортеру, включают страхование и потому дороже по цене. Сделки по факторингу могут включать важную составляющую: обязательство банка по управлению дебиторской задолженностью. Форфейтинг трастовой составляющей не имеет.

"Сложно структурированные сделки - штучный товар, они в объеме операций занимают незначительную долю, - продолжает тему заместитель председателя правления Московского кредитного банка Андрей Иванов. - Тем не менее по желанию клиента строим специально для него индивидуальную схему, в том числе по форфейтингу. Эта операция, по нашему мнению, весьма перспективна. Ее проведение предполагает наличие профессионального менеджмента на самом предприятии, вменяемого российского банка, имеющего международный аудит и признаваемого банком-контрагентом, который откроет на российский банк соответствующие кредитные линии, примет на себя риски российского банка под схему форфейтинга. Российских банков, имеющих такие лимиты, полагаю, не более пятнадцати-двадцати из первой сотни. Различные западные банки открыли МКБ лимиты по краткосрочным торговым операциям до двенадцати месяцев, по долгосрочному финансированию - до восьми с половиной лет".

А если через остров...

Схемы экспортного финансирования, предлагаемые российскими банками, находятся в жесткой конкуренции со всякого рода офшорными схемами. В непрозрачные зоны ведения бизнеса экспортеров выталкивает и российский порядок налогообложения, при котором аванс, полученный за экспорт из-за границы, облагается НДС. Нередко производители открывали аккредитивы из собственных денег в офшоре, чтобы получить финансирование внутри страны и не обнаружить капитал. Обходные схемы включали в цепочку до пяти-семи посредников. Было бы наивно предполагать, что производители откажутся от использования офшоров. Однако меняется их роль.

"Несправедливо видеть во всех офшорных компаниях потенциальных злоумышленников. Среди них есть серьезные трейдеры, работающие на рынке не один год, - отметил Сергей Дзюбенко из ММБ. - В ряде случаев офшоры могут выполнять функцию привлечения иностранных кредитов с их сравнительно низкими ставками, существенными объемами, а главное - более долгим сроком кредитования, рассматривая ее в качестве единственной альтернативы для финансирования инвестиций в модернизацию производства". Российские банки также рассматривают структуры финансирования, при которых средства могут идти на офшор, принимая при этом российский корпоративный риск в форме поручительства производителя. По словам Сергея Дзюбенко, ММБ предпочитает работать напрямую с российским производителем. Помимо этого, действующие нормативные акты ЦБ РФ обязывают коммерческие банки, кредитующие офшоры, создавать стопроцентные резервы на возможные потери по таким ссудам.

Слово клиентам

Теперь мы подошли к такому важнейшему аспекту финансовых услуг для экспортеров, как цена. Понятно, что сложное форфейтинговое сопровождение экспортных контрактов, да еще с привлечением страховых компаний, - удовольствие не из дешевых. По свидетельству заместителя начальника отдела маркетинга Казанского вертолетного завода Олега Конорова, "в основном за готовую продукцию нашего предприятия покупатели рассчитываются с помощью аккредитива, подтвержденного первоклассным западным банком. Если покупателями выступают правительственные структуры, ясно, что их деятельность не подразумевает извлечения какой бы то ни было прибыли, а оплата за приобретенные машины производится из бюджетных средств. Использование схемы форфейтинга приведет к необходимости включить цену финансирования в конечную стоимость вертолета, ощутимо ее увеличит и вызовет у покупателей резонные вопросы. Мы не можем себе этого позволить. Более того, наше предприятие несет убытки, поскольку финансируется по ставкам российских банков, значительно превышающим мировые. Наши иностранные конкуренты в этом смысле находятся в лучших условиях. Пока оптимальной схемой при необходимости рассрочки для покупателя мы считаем страхование рисков неплатежа и делаем это в 'Ингосстрахе'. Так мы минимизируем риски без увеличения стоимости вертолета и можем предложить покупателю гибкую систему оплаты. Надеюсь, что в ближайшем будущем банки и страховые компании сумеют создать и предложить экспортерам интересные недорогие совместные продукты".

Другой наш собеседник, заместитель генерального директора по внешнеэкономическим связям челябинского завода "Уралтрак" Лаврентий Поляков, высветил еще одну сторону проблемы. И имя ей "сроки". "Мы находим поддержку в банках и страховых компаниях, - рассказал Лаврентий Поляков. - Но не все в их силах. Дело в том, что банки как агенты валютного контроля жестко привязывают сроки кредитования к законодательным срокам возврата валютной выручки в страну. Сказано девяносто дней - извольте исполнять, господин экспортер. В то же время сроки поставки тракторов в некоторые страны могут затягиваться из-за простоев на таможне, ожидания решения соответствующей комиссии ООН и тому подобного. По не зависящим от покупателя причинам дата оплаты сделки сдвигается, и мы поневоле оказываемся - с точки зрения родного валютного контроля - нарушителями. К счастью, недавно номенклатура продукции, выпускаемой 'Уралтраком', была включена в перечень экспортных товаров со сроком возврата валютной выручки в течение трех лет. Банки откликнулись немедленно. Мы стали получать интересные предложения о долгосрочном кредитовании".

Чем поможет государство

Прорывом в развитии экспорториентированного производства в России может стать создание государственной системы страхования экспортных кредитов. "В части финансирования экспортеры находятся в условиях средневековья, - говорит Андрей Иванов из МКБ. - В развитых западных странах и даже в странах Восточной Европы, переживших эпоху реформ и готовящихся к вступлению в ЕС, давно действуют государственные агентства по страхованию экспортных кредитов. Такую поддержку производителям машинотехнической продукции оказывают в Германии, Италии, Польше, Чехии, Венгрии, Франции, Испании - да практически во всех странах Европы, в США, Японии, Израиле и других. В России до сих пор ничего подобного нет. В России нет ни государственных структур, специализирующихся на этих вопросах, ни госполитики в этой области, ни конкретных целей".

Потребность в существовании государственного агентства по страхованию экспортных кредитов, считают банкиры, не просто острая, а крайне острая. Если риски банка могут быть застрахованы в национальном агентстве (а это до 95% финансового риска), то для кредитного учреждения сделка становится принципиально иной: банк может существенно снизить ставки для клиента. "Государственное агентство должно получать фондирование из бюджета, - убежден Андрей Иванов. - Тогда система будет привлекательной и выгодной для всех, экспортерам не потребуется сбегать в офшорные зоны, и мы можем мечтать о превращении из страны сырьевых экспортеров в нечто иное". Понятно, что все схемы по финансированию экспорта с использованием страховых гарантий предполагают полную прозрачность всех сделок. Поставщик, покупатель, грузополучатель, отправитель, список документов, финансовые потоки - все должно просматриваться. Лучше руководствоваться не запретами и окриками, а принципами экономической целесообразности. Основной задачей государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должна стать защита своих производителей от политических рисков в странах с нестабильными экономиками, валютами и политическими режимами.

В такой роли в Германии, например, выступает страховое агентство Hermes, которое после российского дефолта 1998 года спасло многих германских экспортеров от разорения. Hermes покрыл риски по российскому дефолту, немецкие экспортеры получили компенсационные выплаты по "зависшим" контрактам. Долги легли на бюджет агентства, переговоры об их реструктуризации и поэтапном погашении велись на самом высоком государственном уровне. Соглашение было достигнуто, страховая подушка сработала безотказно. На рынке работают и частные страховые компании, они предлагают экспортерам защиту от рисков: финансовых, производственных, транспортных - каких угодно. Однако политические риски частные компании, как правило, не страхуют. Не могут.

Система раннего предупреждения

Хотя есть и исключения. Страховая компания "Ингосстрах" предлагает российским экспортерам не только страхование от коммерческих рисков неплатежа (несостоятельности иностранного контрагента или длительной просрочки платежа), но и от политических рисков. К ним относятся гражданские волнения, военные беспорядки, бунты, забастовки, приснопамятные дефолты, эмбарго, бойкоты, отзывы лицензий или ограничительные законодательные меры, например, на конвертацию или вывоз капитала. Дополнительную надежность полисам "Ингосстраха" придает перестраховочная защита в размере до 90% принятых на российском рынке рисков. Партнерами по перестрахованию выступают группа Gerling NCM (Германия), компания Unistrat Аssurances (группа COFAS, Франция) - мировые лидеры в области страхования экспортных кредитов с рейтингами ААА.

"При организации государственного экспортного страхового агентства лучше не начинать с нуля, - убежден начальник управления страхования экспортных кредитов и гарантий 'Ингосстраха' Виктор Климов. - Разумно использовать опыт, умение, связи и клиентскую базу коммерческих страховщиков, уже работающих с этими видами рисков. Если бы госагентство выступало перестраховщиком и риски к нему попадали, пройдя первичный отсев частных страховых компаний, работать агентству было бы проще, надежнее, да и бюджетных средств понадобилось бы меньше. Собственно, немецкий Hermes является не государственным страховым агентством, но выступает в роли агента федеральных властей. С 1996 года мажоритарным акционером Hermes выступает страховая группа Allianz. Hermes покрывает риски по краткосрочным кредитам (до ста восьмидесяти дней) за свой счет, а по среднесрочным и долгосрочным сделкам - от лица государства и за счет бюджетных средств. Таким образом, Hermes прекрасно сочетает коммерческую функцию с ролью агента государства по страхованию экспортных кредитов".

На вопрос, важно ли российским экспортерам проверять западных контрагентов, Виктор Климов не замедлил с ответом: "Всего несколько лет назад в ответ на мое предложение проверить финансовую устойчивость той или иной крупной западной компании люди в России выразительно покручивали пальцем у виска. Известный западный брэнд говорил за себя, считался символом надежности. Истории банкротств компаний Moulinex, Enron и многих других оставили подобные заблуждения в прошлом. Приведу пример: после проверки контрагентов 'Ингосстрах' отказал двум видным российским компаниям, торгующим металлом за рубежом, в выдаче полиса. Тем самым мы сэкономили им очень серьезные деньги, предупредив за девять месяцев о возможном банкротстве партнеров. Выясняется, что ни громкое имя, ни столетняя история в бизнесе не гарантируют компанию от банкротства, а ее партнеров - от убытков".

Проверка финансовой устойчивости не входит в обязанности банка. Считается, что это дело самого клиента. Но обычно эту функцию берет на себя страховщик. И его проверка - качественная. Международное сотрудничество кредитных страховщиков (три крупнейшие компании контролируют 85% мирового рынка по этим операциям) позволило создать систему быстро сообщающихся сосудов в области информации. "Если кто-то из клиентов задерживает платеж, автоматически в банке данных кредитных страховщиков загорается 'красная лампочка', сигнализирующая, что у компании определенные проблемы", - рассказал Виктор Климов.

Страховщики коммерческие риски берут на срок не более шести месяцев, изучают деятельность компании за последние три-четыре года, анализируют не только балансовые показатели и счета прибылей и убытков, но также поднимают информацию о составе акционеров, делают текущий прогноз бизнеса на ближайшие шесть месяцев.

Международный опыт показывает, что кредитное страхование, во-первых, должно быть выделено в отдельную отрасль. А во-вторых, его не следует жестко регламентировать. Во Франции полисы кредитного страхования не регулируются Кодексом о страховании Франции. Точно так же, как и в Австрии. Экспортное страхование идет на самом гребне изменения экономического развития. Ни одно законодательство ни одной страны за ним не поспевает. Слишком много финансовых инструментов связано с ним.