В Думе намерены срочно принять закон, запрещающий проводить общероссийские референдумы в годы думских и президентских выборов. Обоснование такого запрета, честно говоря, не очень впечатляет. "Законы о президентских и парламентских выборах несут в себе определенные запреты на предвыборную агитацию, - сказал ИТАР-ТАСС лидер 'Регионов России' О. И. Морозов, - в то время как закон 'О референдуме РФ' не ставит никаких ограничений", - поэтому, дескать, инициаторы референдума получат в федеральных кампаниях недолжные преимущества. Это весьма слабо прикрывает главную цель законопроекта - помешать коммунистам в их нынешней затее с референдумом, - а потому дает Г. А. Зюганову формальное право говорить о жутком цинизме своих оппонентов.
Но именно что формальное. Прикрывать туманными общими словами конкретный сиюминутный интерес - и вправду цинично. Однако это - белокурое голубоглазие по сравнению с самой затеей КПРФ. Все четыре вопроса, по которым коммунисты хотят народного волеизъявления, обладают двумя свойствами: результат голосования по ним предрешен; что делать с этими предрешенными результатами, абсолютно неизвестно.
Считаете ли вы, что размер оплаты коммунальных услуг не должен превышать десяти процентов дохода семьи? Ответ - заведомое "да". Реализовать его - без полного возвращения к советскому строю - заведомо невозможно.
Считаете ли вы, что зарплата и пенсия гражданина РФ не может быть ниже прожиточного минимума? "Да". Попытка реализации в течение нескольких месяцев - гарантированная гиперинфляция. (Хотя есть и не чреватый инфляцией метод: ввести в Уголовный кодекс статью, предусматривающую за получение доходов ниже прожиточного минимума если не расстрел, то хотя бы лишение свободы. Но ведь этого даже и коммунисты хотеть, вероятно, не могут?)
Считаете ли вы необходимым, чтобы недра и леса, предприятия базовых отраслей и ВПК находились в государственной собственности? Ну, допустим, "да" - дальше что? Конфисковать - даже сами нынешние коммунисты, пожалуй, и не хотят; на пристойно возмездную национализацию - денег нет.
Словом, четыре раза спрашиваю вас: хотите ли вы быть здоровым и богатым? Да? Так вот смотрите: вам мешает этот антинародный режим... Для такой наглой игры с мнением народным даже слово "цинизм" кажется недостаточно жестким.
(Тут можно вспомнить милую историю из конца советской эпохи. М. С. Горбачев, влипнув в очередную тактическую яму, публично заявил, что, мол, увеличение цен на основные продукты питания пойдет у нас не иначе, как через референдум. Экономический отдел Совмина послушно принялся такой референдум готовить. Один из вопросов звучал, говорят, так: Считаете ли вы, что мясо должно стоить - если кто не помнит, тогда считалось, что мясо стоит два рубля, а в магазинах его не было - пять рублей тридцать копеек за килограмм? - шесть пятьдесят? - десять рублей? Когда этот шедевр попался на глаза тогдашнему премьеру Н. И. Рыжкову, тот, не затевая хитрых законопроектов, это безобразие запретил. Но не потому, что неприлично вымогать у народа ответ, на который все равно придется плюнуть, а потому, что побоялся даже самую мысль о десяти рублях за мясо заронить в мятущуюся народную душу.)
Как ни странно, существенно более уважительное отношение к народу сквозит в другом затеваемом сегодня референдуме - восьмивопросном референдуме В. В. Жириновского. Очень может быть, что мысль о нем зародилась тоже в рамках борьбы с затеей зюгановцев; более чем очевидно, что обдумывался он наспех, - иначе не содержал бы вопроса о сокращении числа субъектов РФ путем укрупнения, поскольку вопросы об изменении статуса субъектов РФ запрещены статьей 3 закона "О референдуме". Но зато ни один из элдэпээровских вопросов не стал бы издевательством над людьми: любой ответ на каждый из них может быть реализован. Проголосуют ли люди за упразднение Совета федерации - его можно (в смысле - понятно как, а также в смысле - законы природы не препятствуют) тут же и упразднить; проголосуют за сокращение в полтора раза числа депутатов Думы - тоже можно; за отмену одномандатных округов - будьте любезны; за отмену иммунитета Б. Н. Ельцина и членов его семьи - стыдновато, конечно, но можно и это. Да, в большинстве случаев реализация народного вердикта потребовала бы пересмотра Конституции, но ни по одному вопросу народный вердикт не повис бы унизительно в воздухе, как по всем четырем коммунистическим вопросам.
Я прекрасно понимаю, что ни одного, ни другого референдума никто не допустит. Более того, я совершенно согласен, что их и не следует допускать: референдум - не только слишком сильное, но и многообразно опасное орудие, палить из которого допустимо лишь в совершенно исключительных случаях, - и непременно заранее широко обсуждать последствия всех возможных исходов голосования. И все-таки скверно, что наши политики позволяют себе так беззастенчиво играть с "носителем суверенитета и единственным источником власти" (Конституция, статья 3). Даже имманентную российской элите неспособность ни сформулировать, ни тем более решить истинные вопросы повестки дня стоило бы выказывать более пристойными - и менее рискованными методами.
(Да! чуть не забыл. Проталкиваемое центристами ограничение на референдумы уничтожает - походя, концом кочерги - путинскую схему вхождения Белоруссии в состав России, точнее говоря, откладывает ее до 2005 года. А следовало бы хоть ответа из Минска дождаться - даже из одной вежливости...)