Тени забытых хахалей

Культура
Москва, 23.09.2002
«Эксперт» №35 (341)

В московском Театре имени Пушкина - премьера новой пьесы. Ее автор, 32-летний Максим Курочкин, похоже, обещает стать самым модным драматургом сезона. После "Кухни", успешно прошедшей в антрепризе Олега Меньшикова, Курочкина ставят почти так же часто, как Альдо де Бенедетти. В октябре нас ждет его "Имаго", в декабре - "Трансфер", а пока можно посмотреть "В зрачке" в постановке молодого режиссера Юрия Урнова.

Герои пьесы, как всегда у Курочкина, говорят много, красиво и непонятно. В какой-то момент актеры выходят из образов и, издевательски глядя в зал, интересуются у публики: "Ну что, ничего не понятно? А это понятно, что такое? (В нос зрителю суют клизму.) Понятно? Молодец! На конфетку". Однако сквозь хитросплетения филологических кружев мало-помалу проявляется головокружительный сюжет.

Мужчина отразился в зрачке любимой женщины и пропал. Застрял в сетчатке, потерялся в воспоминаниях, заблудился среди других мужчин, чьи образы хранит ленивая память его возлюбленной. Изнывая от ревности, он знакомится с ее "бывшими" и узнает много интересного. Например, то, что новый возлюбленный, попав в память женщины, питается своими предшественниками - у одного съедает брови, у другого - руки.

Экстравагантную сюжетную идею, а заодно и название своей пьесы Курочкин позаимствовал у Сигизмунда Кржижановского, модного в 20-е годы литератора. Но суховатый конструктивистский стиль Кржижановского мутировал в этом римейке в пластичную, цветистую, ультрасовременную речь, где на равных уживаются "экзистенция" и "факер".

Много и успешно ставивший в провинции Юрий Урнов драматурга корректировать не пытался, и за это ему спасибо. Он не спорил с автором, не претендовал на оригинальное прочтение пьесы - просто честно проиллюстрировал все происходящее в зрачке. Черные сети, в которых путаются актеры, обозначают сетчатку. Красные тряпки, на которых они валяются, - кровеносные сосуды. Актеры с удовольствием осваивают бестелесные образы полузабытых любовников, а Евгений Писарев в главной роли даже умудряется вызвать наше сочувствие.

Премьера "В зрачке" подтвердила хорошую репутацию малой сцены Театра имени Пушкина. Худрук театра Роман Козак превратил крохотный зал на семьдесят мест в одну из самых интеллигентных сцен столицы. Новая пьеса Курочкина - для тех, кто ждет от театра чего-то более интересного, чем комедии на бессмертную тему "возвращается муж из командировки".

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (341) 23 сентября 2002
    Промышленный подъем
    Содержание:
    Рецессия перешла в рост

    К концу лета стало совершенно очевидно, что в России начался новый виток экономического роста. Лишь отчасти это связано с ростом цен на нефть. С каждым годом все большее влияние на нашу экономику оказывает фактор внутреннего спроса

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама