Революция 16 сентября в Киеве, которую ожидали весь последний месяц, состоялась, но была недолгой. В три часа дня на одной из киевских площадей собралось, по разным подсчетам, двадцать-пятьдесят тысяч народу во главе с буржуазной националисткой Юлией Тимошенко, социалистом Александром Морозом, коммунистом Петром Симоненко (он привел столько же людей, сколько все остальные участники вместе взятые) и примкнувшим к ним в последний момент экс-премьером Виктором Ющенко. Эта четверка призвала действующего президента Украины Леонида Кучму уйти в отставку, а затем направила революционные колонны к зданию администрации президента, куда они благополучно прибыли ближе к вечеру и разбили палаточный городок. Занавес над революционной драмой опустился рано утром следующего дня. Спецназ МВД Украины довольно быстро очистил местность от палаток и забрал в кутузку более 60 протестантов.
Оппозиция уже готовит новые акции, но в целом пока все выглядит для власти безобидно. Народ не выказал особого стремления участвовать в революционном движении, а, главное, государственные органы по всем вертикалям и горизонталям доказали свою управляемость и преданность режиму.
Однако перемены все же грядут. Судя по всему, в течение ближайших месяцев политическая конфигурация на Украине радикально изменится, определив основных участников борьбы за "наследство Кучмы" (последний должен уйти со своего поста в ноябре 2004 года).
Сейчас на Украине существуют три политические группировки, которые стремятся повернуть ситуацию в свою пользу. Во-первых, это так называемая президентская команда. После выборов марта 2002 года она сформировалась из трех крупнейших украинских кланов - киевского, днепропетровского и донецкого. Этот альянс должен, по идее, обеспечить преемственность власти, но отсутствие у пропрезидентских сил стабильного большинства в Верховной раде может помешать им в этом. Во-вторых, это блок "Наша Украина" и его лидер Виктор Ющенко, которому оказывает поддержку Запад.
Ющенко рассчитывал напугать Кучму глубиной народного гнева и побудить президента передать ему бразды правления. Впрочем, осторожный Ющенко мостов не сжигает. Требование остается прежним - формирование парламентского большинства на основе "Нашей Украины", что почти автоматически приведет к назначению Ющенко премьером. В сегодняшней ситуации лидер "Нашей Украины" надеется не только на массовые протесты, но и на противоречия между украинскими кланами, некоторые из которых опасаются усиления влияния главы президентской администрации - Виктора Медведчука.
В свою очередь, и администрация президента рассчитывает, что нарастающий кризис в стране консолидирует вокруг АП враждебную Ющенко часть украинской элиты, позволит "зачистить" вражеских олигархов, перетянуть в президентский лагерь умеренную часть "Нашей Украины" и создать большинство в парламенте.
Третья сила - это Юлия Тимошенко, которую нарастание кризисной ситуации выводит на уровень общенационального лидера, способного сменить нерешительного Ющенко в качестве главной альтернативы режиму.
Если Кучма в ближайшие месяцы не пойдет на уступки Ющенко, последнему придется уйти в глухую оппозицию, где он рискует быстро потеряться в тени признанного "лидера революции" Юлии Тимошенко, а также ее нынешних левых союзников - Петра Симоненко и Александра Мороза. Оба, кстати, к Ющенко относятся с плохо скрываемым презрением, а шквал оваций на митинге 16 сентября после выступления Тимошенко не шел ни в какое сравнение с жидкими хлопками после весьма обтекаемого спича Ющенко.
Вообще же, нынешние акции протеста объективно способствуют усилению "русского вектора" в украинской политике. В борьбе с популярным на Западе и частично в центре страны Ющенко Киев пытается опереться на восточные регионы. Руководству последних в преддверии 16 сентября впервые за все годы независимости позволили высказаться на темы геополитики и межнациональных отношений (ранее эти темы были строжайшим табу). Результат оказался закономерным: днепропетровский губернатор призвал придать русскому языку статус второго государственного, а донецкий облсовет потребовал от украинского руководства как можно быстрее вступить в ЕвразЭС.