Внесите ясность

Русский бизнес
Москва, 23.09.2002
«Эксперт» №35 (341)
Несмотря на обилие марок, на российском обувном рынке по-прежнему мало "четких" и "ясных" брэндов. В такой ситуации покупателю трудно сделать правильный выбор, а розничные сети теряют клиентов

Обуви в России покупают мало. Если, к примеру, американцу ежегодно требуется шесть-семь пар, китайцу - две, то среднестатистический россиянин обходится примерно полутора парами. Хотя этого в нашем климате явно недостаточно (для сравнения: одежды россияне приобретают раз в пять больше).

В денежном выражении объем российского обувного рынка в прошлом году составил лишь 2 млрд долларов. А темпы роста, по прогнозам, снизятся с 15% в прошлом году до 10% в этом, в то время как предложение обуви на рынке за последние несколько лет выросло в несколько раз. В чем же дело?

Начнем с того, что российский обувной рынок развивается неравномерно. Самым динамичным сегментом обувщики называют средний (покупатели готовы заплатить за пару обуви от 50 до 120 долларов). За последние два года доля таких потребителей выросла с 50 до 70%. Но розничные операторы пока не могут предложить среднему покупателю "правильный" с точки зрения цены и качества товар - огромные обувные центры завалены однотипной обувью, а активно развивающиеся розничные сети - главные "претенденты" на среднего потребителя - как правило, торгуют "смешанным" ассортиментом, предлагая товар и для среднего, и для богатого покупателя. Итог: целевая аудитория розничных сетей размыта, и, хотя число сетевых магазинов ежегодно увеличивается на 30-40%, обувные сети пока не могут претендовать даже на четверть рынка. А их потенциальные покупатели уходят к другим продавцам.

Чернокожники

Наиболее ярко эти тенденции проявились на столичном рынке обуви. Игроков здесь много. Первыми назовем крупные обувные центры, ориентированные на покупателя с невысоким и средним достатком - "На Автозаводской", "На Семеновской", торговый центр "Обувь-Сити" на проспекте Вернадского и проч. На них приходится около 20% продаж обуви в Москве. Этим специализированным центрам противостоят обувные розничные сети, ориентирующиеся на разных потребителей. На нижнюю часть среднего класса рассчитаны "ЦентрОбувь", "Наша Обувь", магазины Monarсh компании "Пальмира" и др. Основная же масса сетевых розничных операторов (TJ Collection, Carlo Pazolini, "К-С", "Эконика", Ecco, Salamander, "Сити-Обувь" и проч.; все вместе по итогам прошлого года они занимали около 23% рынка) видит в качестве своих клиентов представителей среднего класса. Однако большая часть рынка (примерно 45%) принадлежит вещевым рынкам, мелким розничным магазинам и секциям в универсальных магазинах. Все они также рассчитаны на небогатого клиента и торгуют самой разной обувью.

Особняком стоят бутики (Baldinini, Fabi, Vicini и др.), ориентированные на немногочисленную группу состоятельных покупателей и предлагающие в основном модную итальянскую обувь именитых марок. Бутики, на которые приходится не более 10% рынка, отличаются наличием постоянной клиентуры (около 5% москвичей). Развивается дорогой сегмент достаточно стабильно: специалисты говорят о среднем росте продаж в 10%.

Столь большое количество игроков на этом рынке объясняется тем, что торговля обувью - довольно привлекательно

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (341) 23 сентября 2002
    Промышленный подъем
    Содержание:
    Рецессия перешла в рост

    К концу лета стало совершенно очевидно, что в России начался новый виток экономического роста. Лишь отчасти это связано с ростом цен на нефть. С каждым годом все большее влияние на нашу экономику оказывает фактор внутреннего спроса

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама