Хождение в регионы

Спецвыпуск
Москва, 23.09.2002
«Эксперт» №35 (341)
Московские строительные компании решили начать экспансию в регионы. Однако оказалось, что их там никто не ждет. Для того чтобы осуществить экспансию, москвичи должны создать собственные сильные региональные филиалы

Во многих российских городах есть улицы, названные в честь первопрестольной. А теперь в некоторых из них, возможно, появятся и целые "московские" микрорайоны, носящие имя застройщиков. Столичные строительные компании решили заняться возведением жилья за пределами Москвы - в Ярославле, Тамбове, Пскове, Калининграде и ряде других крупных городов.

Возникает естественный вопрос: зачем им это? Москва всегда считалась городом с максимальной платежеспособностью, особенно на рынке жилья. И вдруг - поход к "бедным".

Первый фактор, который определяет интерес к регионам, - нехватка "сладких" площадок в столице. Многие эксперты считают, что скоро в Москве просто не останется хороших мест для застройки, и столичному строительному комплексу придется туго. Поэтому и решено завоевывать новые рынки.

Второй фактор - интересы московского правительства, которое рассчитывает на политические дивиденды. Программа строительства в регионах реализуется под эгидой правительства Москвы и при личной поддержке московского мэра Юрия Лужкова. На своих пресс-конференциях он не устает убеждать журналистов в том, что никакой финансовой выгоды от строительства жилья Москва не получит и цели преследуются исключительно альтруистические: московские строительные компании должны стать катализатором для местной строительной отрасли, а потом просто взять и уйти. Конечно, в такой альтруизм верится с трудом, но не в этом суть дела.

А суть заключается в том, что жаждущих естественного расширения рынка московских строителей в регионах никто не ждет, и работать там москвичам очень непросто. Об этом свидетельствуют хотя бы протоколы совещаний в Оперативно-распорядительном управлении реализации городских программ по вопросам организации строительства в регионах. Например, из июльского документа следует, что работы на объектах в Ярославле (здесь генеральным инвестором выступает ГУП "Мосстройресурс", в течение 2002-2006 годов планируется построить жилые дома площадью более 355 тыс. кв. м) ведутся по графику, идет рекламная кампания по продаже жилья. А в августовском протоколе все иначе. Оказывается, работы ведутся с отставанием от графика и никакой рекламной кампании нет и в помине.

Неправильная схема

Одной из главных причин пробуксовки ряда региональных проектов московских строителей независимые девелоперы называют неверно выбранную схему.

Условно говоря, операция "Регионы" выглядит так. ГУП "Мосстройресурс" (организация, подконтрольная правительству Москвы) административным путем получает землю в регионах. Обычно на заведомо кабальных условиях. В городах абсолютно не развита инфраструктура. Приходящим инвесторам нужно создавать ее с нуля. Многочисленные обременения (инженерные сети, доля администрации и т. п.), составляющие до половины стоимости самого строительства, плюс непременное привлечение в качестве генподрядчиков местных строительных контор делают многие проекты инвестиционно непривлекательными.

Земельные участки под застройку оформляются на ГУП "Мосстройресурс", которое, как правило, вы

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (341) 23 сентября 2002
    Промышленный подъем
    Содержание:
    Рецессия перешла в рост

    К концу лета стало совершенно очевидно, что в России начался новый виток экономического роста. Лишь отчасти это связано с ростом цен на нефть. С каждым годом все большее влияние на нашу экономику оказывает фактор внутреннего спроса

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама