После августовской активности в российско-белорусской дискуссии о путях объединения наступила пауза. Президент Александр Лукашенко, назвав неприемлемыми для Минска оба путинских варианта (и объединение в одно государство путем референдума, и продолжение интеграции на принципах Евросоюза), настаивает на выполнении ныне действующего договора о создании союзного государства. Государственные белорусские масс-медиа, еще недавно превозносившие политику интеграции, теперь соревнуются в пропаганде идеи белорусского суверенитета и независимости. А белорусский политический истеблишмент устами как самого Лукашенко, так и почти всей оппозиции продолжает повторять, что референдум по предложениям Путина проводить в Белоруссии невозможно (незаконно, аморально, преступно и т. д.). Тем не менее многие задаются вопросом, каковы были бы результаты референдума, если бы он все же состоялся.
Как показывают данные опроса общественного мнения, проведенного в середине сентября Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), белорусы относятся сейчас к проблеме интеграции с Россией не совсем так, как это изображают власти.
По данным НИСЭПИ, 48,5% белорусов предпочитают вариант интеграции на принципах Евросоюза. За вхождение Белоруссии в состав России высказалось почти в 2,5 раза меньше опрошенных. На гипотетическом референдуме на путинский вопрос "Согласны ли вы, чтобы Россия и Белоруссия объединились в единое государство?" (на основе трех известных принципов: равенство прав и свобод граждан, равенство регионов России и Белоруссии как субъектов единого государства, а также создание единых органов власти на базе Конституции РФ) положительный ответ дали бы почти треть опрошенных (отрицательный - немногим более четверти). И почти треть опрошенных (31,7%) затруднились ответить.
Многие российские и белорусские аналитики связали нежелание Александра Григорьевича создавать единое государство с его опасениями не найти в таком государстве достойного места. И хотя в недавнем эфире НТВ Лукашенко всерьез рассуждал о возможности соперничать с Путиным на выборах президента единого государства, такого рода соперничество пока не сулит ему ничего хорошего: если бы сегодня был учрежден пост президента Белоруссии и России, 53,9% белорусов на выборах проголосовали бы за Путина и только 15% - за Лукашенко.
Еще недавно основным признаком, определяющим отношение белорусов к интеграции с Россией, было их отношение к президенту Лукашенко и его политике, то есть среди сторонников интеграции подавляющее большинство было сторонниками Лукашенко. Хотя и сегодня среди согласных с формулировкой Путина преобладают убежденные сторонники Лукашенко, а среди несогласных - его противники, неприятие Лукашенко перестало жестко коррелировать с неприятием интеграции. Объяснением этого фундаментального сдвига в массовом сознании белорусов является так называемый феномен Путина - он сам и его политика воспринимаются сейчас многими белорусами в качестве реальной и приемлемой альтернативы Лукашенко и его политике. Так, например, 66,9% опрошенных назвали сегодня идеалом политика именно Путина (Лукашенко - 23,2%). А ведь еще два года назад, до прихода нынешнего российского президента в большую политику, Лукашенко лидировал по данному показателю с большим отрывом.