Обновленный имидж

7 октября 2002, 00:00

На инвесторов производят впечатление не столько финансово-производственные результаты компаний, сколько их репутация

Одним из основных итогов последнего года можно считать существенное изменение отношения инвесторов к российскому крупному бизнесу. Два года подряд (1999-2000 гг.) фантастический промышленный рост практически никак не сказывался на капитализации участников "Эксперт-200. Капитализация". Две сотни компаний с наибольшей капитализацией (список 2) в сумме оценивались в 62,5 и 64,4 млрд долларов соответственно. Теперь же инвесторы отреагировали на замедление темпов роста в сочетании с нестабильной ситуацией на зарубежных фондовых рынках просто-таки ажиотажным поведением. Стоимость 200 компаний выросла в 1,7 раза и достигла 105,5 млрд долларов. Больший результат был зафиксирован лишь в предкризисном 1997-м - 160 млрд долларов.

Рост капитализации отразился и на основных показателях качества российских акций. Так, отношение капитализации к чистой прибыли (P/E ratio, основная характеристика акций) у 200 фигурантов "Эксперт-200. Капитализация" (список 2) на начало сентября составляло 5,61 против 3,5 годом раньше. Для сравнения: аналогичные акции на Западе оцениваются вдвое выше, обычно P/E находится в пределах 12-16. А вот другой популярный индикатор - отношение рыночной капитализации к объему реализации (P/S ratio) - составил 0,96 против 0,64 в 2001 году. А это уже вполне соответствует общемировым стандартам: в первом приближении промышленная компания стоит столько, сколько реализует за год.

Может показаться, что рост рыночной оценки российских предприятий связан с тем, что инвесторы после двух лет сомнений наконец-то отдали должное экономическому росту, а акции стали (или становятся) инструментом привлечения инвестиций. Однако это не так. По крайней мере не совсем так.

Во-первых, капитализация российской компании еще не может претендовать на роль индикатора развитости бизнеса. Если на Западе большая часть списков крупнейших компаний (в частности, списки Financial Times, Business Week и др.) составляется по критерию капитализации, то в России такой список не отражает никаких реалий. Достаточно сказать, что лишь 35 из 200 компаний (то есть всего 17,5%) основного рейтинга имеют сколько-нибудь ликвидные акции и попали в список 2 "Эксперт-200. Капитализация". Именно поэтому мы уже восемь лет рассматриваем этот список как дополнительный и составляем его прежде всего для того, чтобы не пропустить момента, когда капитализация компаний станет отражением их бизнеса.

Во-вторых, и это, пожалуй, более важно, стоимость подавляющего большинства компаний никак не соответствует реальной стоимости создания аналогичного бизнеса. Например, можно ли представить, что РАО "ЕЭС России" реально отстроить заново за 3,6 млрд долларов? Или КамАЗ за 240 млн долларов? А "Аэрофлот" - за 319 млн долларов? (Там одни самолеты стоят в два-три раза дороже.) И это еще компании из числа благополучных. За авиационного гиганта "Авиастар" инвесторы дают всего 5 млн долларов, за ЗИЛ - 8 млн.

Иными словами, акции все еще не могут служить инструментом масштабного привлечения инвестиций. В ближайшие годы путем размещения акций даже в лучшем случае смогут привлечь деньги никак не более полутора-двух десятков компаний.

Это, во-первых, крупные компании из числа тех, чьи бумаги активно обращаются на фондовом рынке. Так, на 36 компаний, сделки с акциями которых совершаются регулярно, приходится более 93% всей рыночной капитализации (см. таблицу 12). Примечательно, что среди этих компаний доля участников основного списка рейтинга очень высока - почти 40%. Причем все четырнадцать компаний не просто крупнейшие, а из числа суперкрупных по отечественным меркам - не ниже 50-й позиции. А одиннадцать - вообще из двадцатки лидеров. То есть этакий анклав прозападной экономики.

Во-вторых, это предприятия, перспективы которых инвесторы оценивают наиболее оптимистично (см. таблицу 13). Список 30 таких компаний за год обновился почти наполовину. При этом трое из новичков ("Балтика", "Норильский никель" и "Вимм-Билль-Данн") являются крупными холдингами из списка 1. Что объединяет "Норильский никель" с куда более скромными по масштабам бизнеса пищевыми компаниями? Финансовые и производственные результаты не дают убедительного объяснения. Зато многое объясняет репутация. Согласно результатам рейтинга репутации, составленного на основе опроса топ-менеджеров и собственников отечественного бизнеса (см. "Эксперт" N7 от 18 февраля 2002 г.), все три фирмы имеют довольно сильные позиции. А вот "Газпром", например, выглядит в глазах респондентов уже не так замечательно, как раньше. Соответственно к нему относятся и инвесторы - в число участников наиболее высоко оцененной тридцатки он не попал. Среди прочих изменений следует отметить появление среди перспективных компаний Урало-Сибирского банка (в последние месяцы он развернул мощнейшую кампанию по формированию своего имиджа).

Значимо и появление сразу на пятом месте РБК "Информационные системы": компания первой в России привлекла средства путем публичного размещения акций на внутреннем рынке. Что касается предприятий, стабильно позитивно оцениваемых инвесторами, то нынешний список возглавляет Красноярская ГЭС, активно ведущая реконструкцию своих мощностей. В этом году ОАО "Электросила" (концерн "Силовые машины") завершило переоборудование пятого энергоблока, ведутся работы на шестом. Прошлогодний лидер "Саханефтегаз", несмотря на отмену результатов конкурса на разработку Талаканского месторождения, отошел лишь на вторую позицию, сохраняя достаточно высокий уровень доверия. Видимо, сказалось заключение соглашения о сотрудничестве с Китайской нефтегазовой корпорацией (CNPC) и намечаемое завершение одного из этапов строительства газопровода Мастах-Берге-Якутск. Существенно упрочил свое положение ЮКОС, переместившийся с 24-го на 11-е место. И неудивительно: ведь он возглавил список 2, оттеснив "Газпром".

Если список наиболее оптимистически оцениваемых инвесторами компаний интересен с точки зрения поиска предприятий, способных привлечь инвестиции, то в список оцениваемых скептически (см. таблицу 14) попали акции, перспективные для спекулянтов. Как и в прошлом году, половину списка занимают предприятия электроэнергетики. Это, по всей видимости, является следствием неутихающих споров вокруг реформы отрасли. Достаточно широко представлены химия (пять предприятий) и металлургия (четыре компании). Возглавляет список принадлежащий "Сиданко" Саратовский НПЗ (12-е место в прошлом году), чья капитализация составляет всего 2,4% от объема реализации.

Для отраслевой структуры списка 2 характерен продолжающийся отрыв компаний нефтегазового сектора, доля которого в суммарном объеме капитализации составляет уже более 73%, в то время как удельный вес других лидеров - телекоммуникаций и электроэнергетики - стабильно сокращается (см. график 21).