Программа возрождения аула

Евгений Верлин
14 октября 2002, 00:00

Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения станет основой крупномасштабной реформы казахстанского АПК

После знаменитого подъема целины, 50-летие начала которого будет торжественно отмечаться в марте 2004 года, Казахстан стал одной из главных житниц Советского Союза. И именно сельскохозяйственный сектор, в котором проживает 40% жителей республики, больше всего пострадал в результате развала СССР и разрыва интеграционных связей.

Реформы в казахстанском АПК начались позже, чем в других отраслях. Только в 1994 году были отпущены цены на сельскохозяйственную продукцию. К тому времени цены на технику давно были свободными, и в результате образовался огромный ценовой разрыв между продукцией промышленности и агропрома.

Со второй половины 90-х годов правительство стало последовательно проводить меры по стимулированию сельского хозяйства. В итоге начиная с 1999 года республика стабильно получает богатые урожаи зерновых, а в прошлом году рост в агропроме составил 17%.

Президент Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном послании нации объявил ближайшие три года периодом возрождения аула (села), уже принята государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы.

Первая из поставленных в ней задач - введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В Казахстане эти земли уже переданы в долгосрочную аренду, а в соответствии с проектом Земельного кодекса они могут передаваться в частные руки. Вернее, не передаваться, а продаваться.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 90 млн гектаров, Агентством по управлению земельными ресурсами Республики Казахстан она оценена в 1,15 трлн тенге (курс - примерно 154 тенге за доллар).

Задача нынешнего этапа, как подчеркнул в беседе с журналистами "Эксперта" вице-премьер и министр сельского хозяйства Республики Казахстан Ахметжан Есимов, сделать отношения в области земельного оборота прозрачными. Все деньги от продажи земли будут аккумулироваться в Национальном фонде. Большая часть накопленных фондом средств будет расходоваться на программы повышения плодородия земель и мелиорации.

После рассмотрения проекта Земельного кодекса в правительстве и Национальном совете при президенте документ передан на обсуждение в парламент, который и решит судьбу кодекса. Конечно, есть оппозиция, которая активно сопротивляется введению частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Но партий, которые за, - большинство. В общем, обсуждение обещает быть бурным, но есть надежда, что реформе сельского хозяйства будет придан новый импульс.

Законодательное обеспечение сельского хозяйства отстает, и это требует от руководства Казахстана скорейшего принятия целого ряда других законодательных актов, регламентирующих взаимоотношения во всех сегментах отрасли.

- Возьмем водное хозяйство, - говорит г-н Есимов. - При СССР была мощная система мелиорации, которая при всех издержках все-таки приносила плоды. Потом все пришло в упадок. Взаимоотношения между водопользователями и вододателями не упорядочены. А значит, необходимо обеспечить законодательно-правовое поле. В связи с этим одновременно вносится на рассмотрение парламента проект Водного кодекса и закона о водопользовании. В них предусматривается удешевление стоимости услуг по доставке воды пользователям. Утвержденная президентом программа предусматривает также восстановление и ремонт ирригационных сооружений. Принцип такой: пятьдесят процентов за счет государства, пятьдесят - за счет средств самих потребителей. Это особенно важно для южных областей орошаемого земледелия.

Третий блок проблем - обеспечение сельхозтехникой и ее обслуживание. Решение этой задачи в общенациональном масштабе возложено на ЗАО "Казагрофинанс". Эта созданная в прошлом году компания со стопроцентным госпакетом акций занимается развитием сервисных центров и МТС, реализует лизинговую программу.

В Казахстане около 60 предприятий по производству сельхозтехники, однако в основном это небольшие заводы с устаревшим оборудованием, их мощностей явно не хватает. К примеру, тракторы производятся только на Павлодарском заводе, да и то лишь четырехтонные. А вот комбайны вообще нигде не делают. Отсюда естественная потребность развивать тесные контакты с российскими партнерами. Так, в мае в Астану приезжал генеральный директор ОАО "Ростсельмаш" Сергей Лебедев, показывал на выставке образцы новой техники своего предприятия. Схема сотрудничества была разработана такая: "Казагрофинанс" закупает комбайны у ростовчан, а затем предоставляет в лизинг сельхозпроизводителям. Такое же сотрудничество налажено и с белорусами (у них закупаются колесные тракторы). На селе, по словам министра, такую схему приветствуют.

В процессе совершенствования законодательной базы разработан еще один закон - об обязательном страховании в растениеводстве. Взносы составляют 4-5% от суммы страхования. На реализацию программы страхования также выделяются бюджетные средства. Эта мера направлена на стимулирование интереса частных инвесторов к сельскому хозяйству. Частники пока не рвутся в агробизнес: большой риск. Государство берет на себя половину рисков, то есть, если компания выплачивает кому-то страховую сумму (при погибшем урожае из-за неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий), половину ее затрат компенсирует государство. Все это оговорено в законе. Он, кстати, с большим трудом прорабатывался, но сейчас уже на выходе в парламенте.

Еще одно важное направление работы - кредитная политика. Принято решение об удешевлении (до 15% годовых) сезонных кредитов, полученных на заготовку сырья.

На это правительство выделяет все больше средств. В этом году объем ресурсов ЗАО "Казагрофинанс" доведен до 3 млрд тенге, в 2003 году он вырастет до 4 млрд, а в 2006 году - до 6 млрд тенге. Конечная задача - сделать агропром конкурентоспособным. Ведь Казахстан полностью обеспечивает себя всеми видами продовольствия, однако переработка сырья в конечную продукцию пока отстает. В результате, как рассказал нам Ахметжан Есимов, до 70% сливочного и растительного масел, колбас и других продуктов импортируется. Парадокс в том, что голландские, скажем, колбасы и масло завозить дешевле, чем производить свои. Чтобы выправить ситуацию, и удешевляются получаемые переработчиками кредиты; кроме того, предусматривается вовлечь их в государственную лизинговую программу - с целью технического и технологического перевооружения производства.

В стране четыре года подряд выращивают хороший урожай. В 2001 году было собрано 16 млн тонн зерна в чистом весе (на душу населения это почти вдвое больше, чем в России). При этом прошлый год стал рекордным по урожайности: убирали в среднем почти 12 центнеров с гектара (в отличие от советских времен сейчас никто не сеет там, где урожайность составляет три-четыре центнера).

Казахстан превращается в заметного игрока на мировом зерновом рынке. На экспорт в 2001 году было отправлено 4 млн тонн (на 600 тыс. тонн больше, чем годом ранее). Расширилась география экспорта: теперь это 26 стран вместо прошлогодних 19.

В числе самых крупных импортеров казахского зерна - Иран (около 1 млн тонн), Азербайджан (0,5 млн), республики Центральной Азии, Белоруссия, Испания, Голландия.

Кстати, по данным международных экспертов, Казахстан вместе с Россией и Украиной начал в последние годы теснить на мировых зерновых рынках традиционных экспортеров.

Но здесь перед Казахстаном встает новая задача - повышение качества зерновой продукции. В прошлом году была затяжная и влажная осень, поэтому качество зерна оказалось хуже, чем в позапрошлом. Скопились переходящие запасы в 2 млн тонн, но клейковина у этого зерна ниже 25%, а продукцию с такими характеристиками за рубежом покупать не хотят.

Для решения проблемы качества программа развития агропрома предусматривает целый ряд мер, в том числе направленных на мелиорацию земель, улучшение посевного материала, увеличение закупок минеральных удобрений.

Что предусматривает агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы

Главный приоритет - преодоление отставания аграрной отрасли и села в целом, увеличившегося в условиях перехода к рынку. Поддержка села не означает повального государственного субсидирования и безвозвратного финансирования всего и вся. Будет целенаправленно проводиться в жизнь линия на создание условий, при которых человек может сам зарабатывать для себя и своей семьи, будет осуществляться поддержка тех, кто может и умеет работать. Крестьяне получат помощь по части кредитования, консалтинга, сбыта продукции.

Принципиальная черта: финансово-экономическая политика государства, в том числе социальная, будет селективно направлена на перспективные с точки зрения жизнедеятельности человека и развития рынка территории.

С этой целью правительству поручено разработать модель расселения жителей сельских территорий на перспективу. В 2003 году определится и судьба ряда депрессивных малых городов. Предусматривается, в частности, стимулирование внутренней миграции из неперспективных регионов в развивающиеся. Для этого правительство и парламент выработают модели расселения жителей села. В результате произойдет определенное административно-территориальное переустройство на уровне сельских районов и округов. Особые акценты на село и социальную сферу потребуют определенной бюджетной децентрализации.

В казахстанском правительстве считают назревшим вопрос о придании Министерству сельского хозяйства дополнительных функций по делам территорий.

Правительству и акимам (губернаторам областей) поручено ежегодно, в течение 2003-2005 годов, на 10 млрд тенге увеличивать объемы финансирования сельского образования, здравоохранения, средств на питьевую воду и на строительство и реконструкцию межобластных и межрайонных сельских автомобильных дорог.

В 2003 году начнутся коренные изменения в системе образования. Особое значение придается повышению статуса учителя, прежде всего сельского. Решится вопрос оплаты учительского труда.

В 2003-2005 годах произойдет укрепление малого и среднего бизнеса. Будут поэтапно решаться следующие ключевые задачи: снижение налогового бремени, легализация собственности и активов, облегчение доступа к кредитным ресурсам, упрощение административных процедур и разрешений, защита от бюрократического произвола и контрольно-проверяющих органов; создание региональных центров поддержки малого и среднего бизнеса, оказание помощи в проведении маркетинговых исследований, повышении квалификации. Будет принят целый комплекс мер по легализации собственности, точнее, земли и недвижимого имущества сельских переселенцев в городах, а также собственности мелких предпринимателей.

Будут организованы средне- и крупнотоварные производства в растениеводстве и животноводстве, ориентированные на экспорт и внутренние государственные закупки.

Усилится государственный контроль и надзор за качеством продукции. Правительство приведет в порядок систему ветеринарного и санитарного надзора, в корне улучшит работу со стандартами и технологическими нормами, быстро приближая их к мировым.

Правительство примет меры по расширению внешних рынков сбыта и продолжит практику направления значительной части внешних займов на льготных и мягких условиях в сельское хозяйство, особенно по линии международных банков, усилит возможности лизинговых центров, кредитных товариществ.