Как модернизируют Индию

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
14 октября 2002, 00:00

Проводя модернизацию своей экономики, Индия смогла создать уникальную систему сопряжения государственного и частного интереса. Причем система эта базируется на настоящей демократии

Древние китайцы открыли замечательное дипломатическое правило: "дружить с соседом своего соседа". Таким соседом всех наших опасных соседей сейчас или в перспективе и потому нашим другом на все времена является Индия. Однако Индия интересна нам не только тем, что она наш естественный союзник. Многое из ее экономического и политического опыта может оказаться для нас небесполезным.

Лидеры, приведшие Индию к независимости, очень ценили опыт СССР и утверждали, что строят социализм. При этом они сумели избежать искуса всеобщего огосударствления экономики. Индия одновременно с Россией начала либеральные экономические реформы. Однако при этом избежала экономического хаоса, подобного российскому. Индия проводит модернизацию экономики. При этом она действует в рамках широкой парламентской демократии и федерализма, а вовсе не авторитаризма или унитаризма, к чему склоняемся мы. Как это у них получается - на этот вопрос в интервью "Эксперту" отвечает руководитель российско-индийского семинара "План и рынок" Олег Маляров.

- У среднего российского гражданина достаточно противоречивые представления об Индии. С одной стороны, постоянные конфликты, внутренние и внешние, нищета сотен миллионов, с другой - высокие технологии, миллиардные доходы от экспорта программных продуктов. Как совместить эти два образа?

- От колониального периода Индии достались громадная безработица и аграрное перенаселение. Когда Индия завоевала независимость, у нее была возможность избавиться от этой безработицы, основываясь на более или менее отсталых технологиях. Но Джавахарлал Неру решил, что основой развития страны должна быть индустриализация на базе самой современной технологии, даже несмотря на то, что потенциал занятости современных технологий намного ниже, чем потенциал занятости более отсталых технологий. Однако другая задача - поддержка населения - не была забыта. Ради нее государство пытается сохранить кустарную промышленность и развивает общественные работы, которые проводятся в основном в деревне, для того чтобы обеспечить занятость сельского населения между сезонами. И это тоже не все. Поддерживая кустарную промышленность, индийское правительство прекрасно понимает, что ее продукция неконкурентоспособна. Поэтому с шестидесятых годов государство напрямую помогает созданию мелкой промышленности, базирующейся на современной технике. Оно создает промышленные площадки для мелких предприятий, строит там дома, оборудует их коммуникациями и сдает в аренду мелким предпринимателям. Кроме того, малым предприятиям государство предоставляет на разных основаниях - лизинг, аренда - современное оборудование. Наконец, до восьмисот пятидесяти видов продуктов было зарезервировано государством за мелкой промышленностью. То есть туда крупная промышленность просто не допускается.

Так же, как у нас, в Индии стоит проблема финансирования сферы производства и мелкой промышленности. Точно так же, как у нас, банкам выгоднее финансировать спекулятивную деятельность. Поэтому в Индии установлены нормативы, согласно которым и частные, и государственные банки до сорока процентов кредитов должны направлять на приоритетные сферы экономики, к которым относятся сельское хозяйство и мелкая промышленность. Если эти нормы не выполняются, то соответственно сокращается и рефинансирование банков.

- После завоевания независимости Индия провозгласила своей целью социализм. В последние же годы там происходит широкая либерализация экономики. Что такое социализм и либерализм по-индийски?

- На самом деле, когда провозглашали социализм, имели в виду курс на преобразование колониальной социально-экономической структуры в капиталистическую с использованием решающей роли государства. Причем по мере того, как собственный индийский бизнес становился на прочную основу, роль государства уменьшалась.

В Индии понимают, что нельзя влиять на экономику, не имея внятной и последовательной экономической стратегии на достаточно длительную перспективу. Поэтому с тысяча девятьсот пятидесятого года там стали принимать пятилетние планы экономического развития.

Следует заметить, что реформы в Индии и в России начались практически одновременно. Но в отличие от России Индия сохранила планирование. Конечно, административное влияние на частный сектор резко сократилось. Но все равно остаются плановые индикаторы роста для частного сектора, которые он рассматривает как ориентиры. Он знает, что в кредитной политике, в инвестиционной политике будет оказана поддержка таким-то отраслям. И когда частный предприниматель видит общую картину развития страны на пять лет, он получает представление о том, что делать ему, куда эффективнее направлять собственные капиталы.

При этом для влияния на частный бизнес предусматривалось лицензирование и финансирование предприятий. Лицензирование использовалось довольно широко, для того чтобы направлять капитал в приоритетные для общественного развития сферы. В отношении иностранного капитала определялись те сферы, куда его не будут пускать, и те, где его, наоборот, будут приветствовать. Государство стремилось, чтобы иностранный и крупный индийский капитал направлялся в современные капиталоемкие отрасли. А государственные капиталовложения шли в те отрасли тяжелой и оборонной промышленности, куда было трудно привлечь крупные частные капиталы.

Кроме того, Индия, несмотря на давление МВФ, не пошла на такое тотальное открытие рынка, как Россия. В Индии и сейчас широко применяется квотирование импорта и даже его полное ограничение на определенные виды товаров. В Индии все улицы забиты автомобилями, но все они индийского производства. То есть импорта машин нет. И не только их. Таким образом, вся валюта использовалась и используется для приобретения в первую очередь инвестиционных товаров. Даже когда Индия вступила в ВТО, она выторговала себе семилетний срок, во время которого она будет постепенно отменять количественные ограничения. Да и импортные пошлины составляли до последнего времени до двухсот процентов, а сейчас, хотя и уменьшаются, все равно остаются намного выше, чем в других развивающихся странах. Постепенность во всем - основной принцип индийской либерализации.

У нас почему-то создалось представление, что откроем мы дорогу импорту - и придет капитал. Все наоборот. Именно тогда, когда Индия установила импортные ограничения, туда пришел иностранный капитал. Чтобы действовать на индийском рынке, он должен был строить предприятия в самой Индии. Но индийское правительство не разрешает создание чисто иностранных предприятий. Существует ограничение, согласно которому иностранцам не может принадлежать более сорока процентов акций. Исключения делаются для отраслей, которые считаются наиболее важными для экономики с точки зрения привлечения новых технологий.

Следует отметить еще одну особенность индийской экономики -роль фондовой биржи в Индии намного меньше, чем роль банков. Индийцы создали очень мощную систему финансовых государственных организаций, поэтому финансирование инвестиций идет прежде всего за счет кредитов государственных банков и организаций долгосрочного кредитования.

- Одна из проблем нашей банковской системы - отсутствие длинных денег. Как решен этот вопрос в Индии?

- В первую очередь за счет специальных государственных фондов, которые предоставляются государственным организациям долгосрочного финансирования. И форма помощи в основном кредитная. Кроме того, у них существует крупнейшая государственная корпорация страхования жизни, и она вкладывает средства в акции, в ценные бумаги. В Индии, так же как у нас, частные инвестиционные компании доверия у населения не вызывают. Поэтому они создали государственную организацию Unit Trust of India. Ее задача - аккумулировать средства мелких и средних акционеров, которые сами не в состоянии определиться с прибыльностью инвестиций. Эта организация распространяет так называемые юниты. Любой гражданин может купить этот юнит, а Unit Trust вкладывает средства в акции тех или иных компаний. И, соответственно, получаемые доходы распределяются уже по этим юнитам.

Они очень много внимания уделяют приватизации. Причем главное в политике приватизации - повысить прибыльность государственного сектора. Многие предприятия госсектора работали в убыток. Не потому, что государственные предприятия сами по себе убыточны, а потому, что при том механизме развития, который был в Индии, государственные предприятия как бы подкармливали частный сектор.

- То есть это была сознательная политика?

- Сознательная. Все энергетические предприятия работают в убыток. Они продают электроэнергию для сельского хозяйства, для мелкой промышленности намного ниже себестоимости. А государство компенсирует убытки за счет субсидий. Но тем самым они стимулируют развитие и частной промышленности, и государственной.

- Вернемся к информационным технологиям. Как у них это получилось?

- Они уловили тенденцию развития и выделяли для этого соответствующие средства. У них существует система государственных институтов, которые над этим работают. Кроме того, они активно развивают базовые науки.

С одной стороны, в самой Индии развиваются современные технологии, готовится программное обеспечение и продается за рубеж. С другой стороны, Индия экспортирует своих специалистов.

Первоначально индийцы выезжали в основном в нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока. Это была и одна из отдушин для обеспечения занятости. А Индия получала довольно много ресурсов за счет переводов их средств оттуда. А теперь, по мере роста числа индийских программистов и других высококвалифицированных специалистов, все большая часть средств идет уже из развитых стран, от тех индийских специалистов, которые там работают. Интересно, что Индия предоставляет льготы для инвестиций индийцев, проживающих за рубежом. То есть они разделяют иностранный капитал вообще и вложения и переводы индийцев, проживающих за рубежом.

А знаете ли вы, что первое место в индийском экспорте занимают ювелирные изделия, которые раньше, до шестидесятых годов, вообще не экспортировались? Причем, не имея собственной сырьевой базы, импортируя сырье из-за рубежа в больших масштабах, Индия тем не менее за счет переработки и создания ювелирных изделий в течение короткого срока вышла на одно из первых мест в мире по их производству.

- Но ведь это довольно специфическая область, где требуется очень хорошая школа. Как им это удалось?

- То же самое - финансирование и экспортная поддержка. В принципе - было бы желание.

- Есть ли в экономической политике индийского правительства промышленные приоритеты и как они поддерживаются?

- В рамках пятилетних планов правительство делает заявление о промышленной политике, в котором говорится, какие сферы предпринимательства будут открыты крупным предприятиям, принадлежащим к монополистическим объединениям (у них есть специальный реестр таких предприятий), и иностранному капиталу, где они будут допускаться и поощряться. И одновременно публикуется список отраслей, которые будут закрыты, скажем, для иностранного капитала и крупных монополий.

Формирует пятилетний план плановая комиссия, которую возглавляет премьер-министр. Формально это орган экспертов, но, поскольку его возглавляет премьер-министр, он имеет большое влияние и во многом определяет все направления развития страны.

- Индия очень сложная по устройству федерация. Как согласовываются экономические интересы центра и регионов?

- В конституции подробно расписано, какие отрасли экономики находятся в компетенции правительств штатов, какие - в сфере влияния центрального правительства и, так сказать, совместные сегменты. Если грубо говорить, то крупная промышленность, банки - это все в компетенции центрального правительства, а в сфере компетенции штатов находятся сельское хозяйство, аграрные отношения и мелкая промышленность.

Налоговая сфера входит в совместную компетенцию. Там есть налоги, которые собирают только штаты, есть налоги, которые собирает только центральное правительство. И есть налоги, которые собирает центральное правительство, но часть их тоже предоставляется штатам. У них есть финансовая комиссия. Она обычно собирается один раз в пять лет при формировании пятилетнего плана. Финансовая комиссия определяет, во-первых, какая доля налогов (если это общий налог) идет центру, во-вторых, устанавливает распределение налогов между штатами.

Помимо этих зафиксированных долей часть ассигнований распределяет плановая комиссия в рамках процесса планирования. После этого проект плана представляется для рассмотрения и утверждения национальному совету, в который входят все главные министры штатов, члены плановой комиссии и министры центрального правительства.

Формально все сельское хозяйство, включая аграрные реформы, относится к полномочиям штатов. Но аграрные реформы должны получить утверждение президента республики. Существует еще целый ряд других каналов, по которым центральное правительство может оказать влияние на правительство штатов.

Индия всегда придавала очень большое значение институциональным мероприятиям. Например, она напрямую занималась проблемой обеспечения рынков сбыта для сельскохозяйственной продукции: государственные закупочные организации гарантируют сбыт сельскохозяйственной продукции по заранее объявленным ценам. Кроме того, всячески поощряются кооперативные перерабатывающие заводы. Особенно в сахарной промышленности, где пайщиками являются производители сахарного тростника. Тем самым устанавливаются прямые связи между перерабатывающей промышленностью и сельскохозяйственным производством. Такие же перерабатывающие предприятия они создают в хлопкоперерабатывающей промышленности. Поскольку у крестьян денег нет, то вначале основную часть паевого капитала предоставляет государство, а затем остальные пайщики его выкупают.

- Мы постоянно говорим с вами о регулирующей роли государства в экономике Индии. Но существует мнение, что чем больше государственное регулирование экономики, тем больше коррупция. Как эта проблема решается в Индии?

- Во-первых, ограничивают полномочия чиновников в принятии решений, во-вторых, ограничивают круг чиновников, которым разрешены контакты с представителями деловых кругов (так, в девяносто шестом году был объявлен список из двухсот таких чиновников), в-третьих, противодействуют сращиванию верхушки государственной бюрократии с крупным бизнесом (в семидесятом году было издано постановление о запрещении государственным служащим, вышедшим в отставку, в течение последующих двух лет занимать посты в частных компаниях).

- В поисках своего пути наши политики постоянно обращались к заграничным образцам. Причем левым был ближе пример Китая, а правым - Чили. В том и другом случае мы имеем дело с диктатурами, только по-разному окрашенными. Да и многие другие страны - Индонезия, Южная Корея, Тайвань - на этапе модернизации не отличались демократизмом. Из этого многие наши политики и экономисты делают вывод, что та или иная степень авторитаризма на данном этапе для России неизбежна. В то же время Индия демонстрирует нам пример успешной модернизации в условиях демократии. Более того, индийские экономисты считают именно парламентскую демократию гарантом успешных экономических реформ. Как вы это объясните?

- В этом смысле Индия уникальна. Она четко придерживается демократических методов развития. Крупный индийский бизнес после приобретения независимости тоже настаивал на переходе к президентской форме правления. Но Неру, считавший парламентскую форму более демократичной, отверг это предложение. Известный экономист и нобелевский лауреат Амартья Сэн считает, что демократия прежде всего очень полезна для экономики, потому что она заставляет правящую элиту считаться с интересами населения. Неграмотное в значительной мере население Индии (сейчас у них только семьдесят процентов грамотных) достаточно четко ориентируется в политической жизни. Ухудшается их положение - голосуют за другие партии. И это очень полезно, потому что может предотвращать, скажем, массовый голод. Или рискованные финансовые авантюры, как это было в нашей недавней истории. При авторитаризме эти проблемы накапливаются и приводят к экономическим и политическим потрясениям. Кроме того, еще вопрос, кому на службу поставлено авторитарное правление. А оно на руку, скажем, спекулятивным группам. Это может привести и к финансовому краху, и к массовому голоду, какой бывал раньше в Индии. При демократической форме правления такого рода катаклизмы невозможны, потому что каждая партия начинает оглядываться на то, как влияет ее политика на положение рядового человека. Поэтому демократия даже в экономическом плане более полезна для экономики страны, чем авторитарное управление. И хотя сейчас в Индии и новые партии, и новые лидеры, демократия укоренилась так же, как когда-то в Англии.