Эксперимент

Русский бизнес
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
На Третьей Всероссийской венчурной ярмарке в Санкт-Петербурге будет осуществлен экспериментальный вывод шести молодых российских компаний на IPO. Но годится ли IPO для инвестирования столь небольших компаний?

Третья Всероссийская венчурная выставка-ярмарка, которая на этой неделе пройдет в Санкт-Петербурге, привлекла к себе повышенное внимание задолго до открытия. Главная новость - организаторы ярмарки обещают запустить здесь учебную IPO-площадку. И это - почти сенсация. Первичные размещения акций новых компаний до сих пор большая редкость для российского фондового рынка: основные операции на фондовых биржах проводятся с акциями приватизированных предприятий. В этом году состоялось лишь одно, единственное за много лет, первичное размещение компании "Росбизнесконсалтинг" (РБК). А тут размещений намечено целых шесть.

Предполагается, что работа площадки будет проходить в три этапа. В программе примут участие компании, исполняющие роль эмитентов, их инвестиционные советники - три петербургских банка - и представители инвестиционных организаций, которые и должны стать потенциальными покупателями эмиссии. Сначала пройдут презентации компаний-"эмитентов" - доклад, вопросы инвесторов. То, что организаторами было названо "раскрытием". Затем банки соберут от инвесторов заявки на покупку. После этого заявки тут же будут обработаны в предоставленной бирже торговой системе, на основании чего эмиссия и будет размещена.

Важно, что все это делается только в учебных целях - никакого реального размещения производиться не будет. Задача организаторов - проанализировать перспективы выхода малых и средних предприятий несырьевых отраслей на фондовый рынок и дать участникам некий практический опыт использования этой процедуры.

Случайно вышло так, что новости об IPO-площадке совпали с известием о закрытии в конце этого года немецкого Neuer Markt - после того, как торгуемые там компании упали в цене в 25 раз (это 96% исходной стоимости!) по сравнению с пиковым значением в марте 2002 года. Возможно, это лучший пример того, что неподготовленным к самостоятельной жизни компаниям нечего делать на открытом фондовом рынке даже там, где фондовый рынок намного более развит.

Надежда на то, что игрушечные торги опровергнут с полдюжины экономически обоснованных деловых обычаев, - на мой взгляд, совершенно неоправданна. То, что малые и растущие компании испытывают потребность в капитале, несомненно, как и то, что такой капитал в принципе существует. Но IPO не является способом перераспределения и аллокации такого капитала, и это уже было проверено в более развитых странах. Думать, что мы сможем изменить обычаи развитых финансовых рынков и законы экономики, при том что наш собственный рынок куда менее развит, - чересчур самоуверенно.

Однако сам факт создания площадки указывает на одну очень важную для России проблему: наши малые компании растут очень медленно. Невыносимо медленно. Все компании-участники существуют как минимум несколько лет, некоторые - несколько десятилетий и тем не менее по-прежнему балансируют где-то на грани между малыми и средними. И это уже проблема не рынка капиталов, а всей венчурной среды в целом. Публичный рынок для них не годится, а прямых инвестиций просто никто

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама