Не только нефть

Евгений Верлин
14 октября 2002, 00:00

По оценкам международных организаций, Казахстан обладает самой динамичной экономикой на постсоветском пространстве

Один миллиард тонн нефти - такова минимальная официальная оценка извлекаемых (коммерческих) запасов казахстанского сектора шельфа Каспия. Перемножить это, к примеру, на 200 долларов (что ниже нынешних цен), и вот уже получается двести миллиардов. Вроде бы можно жить спокойно.

Тем не менее Казахстан не собирается повторять путь большинства нефтяных Эльдорадо. В Астане хорошо осознают изменчивость мировой конъюнктуры и нынешнюю слабость экономической инфраструктуры страны. Здесь настроены на углубление структурных реформ.

Все признаки рынка

За последние три года среднегодовой рост ВВП Казахстана составил 11%. Совокупный рост ВВП за этот период - почти 40%, промышленного производства - более 46%, сельскохозяйственного производства - более 50%. Согласно официальному прогнозу правительства, ВВП Казахстана в 2002 году вырастет на 7%, а в 2003 году - на 6-7%. Инфляция в 2001 году составила менее 6%, в нынешнем году останется примерно на этом же уровне, а к 2005 году сократится до 5%.

Казахстан раньше России получил от США и Евросоюза статус страны с рыночной экономикой. И было за что. Либерализация в последние годы затронула все сферы экономики. Освобождены цены и тарифы практически на все товары и услуги, сняты (в отличие, кстати, от России) нетарифные ограничения и таможенные пошлины на экспортируемую продукцию.

В процессе радикальных институциональных преобразований приватизированы многие государственные предприятия, в том числе ведущие столпы промышленности, представляющие экспортный сектор экономики. С 1991-го по 2000 год обрели частных хозяев почти 35 тыс. объектов государственной собственности. Среди них - большинство предприятий коммунального хозяйства (это сделано в рамках реформы ЖКХ).

В беседе с журналистами "Эксперта" президент Казахстана Нурсултан Назарбаев (интервью с ним читайте здесь) привел такие цифры - 75% и 16%. Первая отражает долю ВВП, которая создается в частном секторе. Вторая - долю ВВП, которая приходится на малые предприятия. В России эти же показатели выражаются, соответственно, цифрами 70% и 10%. Приватизация закрепила преобладание частного сектора в экономике республики, создала довольно многочисленный средний класс. На частных предприятиях работают более 4,7 млн человек, или одна треть населения.

Сегодня казахстанская банковская система считается одной из самых развитых на постсоветском пространстве. Четкая и жесткая правовая база, регулирующая банковскую сферу, способствовала становлению устойчивых коммерческих банков (в стране действует 42 банка второго уровня). Кстати, ставка рефинансирования Нацбанка Республики Казахстан составляет всего лишь 8%; в будущем году правительство намерено снизить ее до 7%, а к 2005 году - до 6%. Напомним, что ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, превышает 21% годовых. Неудивительно, что казахстанские банки появились на российском рынке и предлагают более дешевые кредиты.

Национальный банк в РК независим как от исполнительной, так и от законодательной власти. Создаются различные небанковские финансовые институты: инвестиционные и страховые компании, пенсионные и другие фонды. В рыночном режиме работают казахстанская межбанковская валютно-финансовая биржа, фондовая биржа, другие организации - атрибуты рыночной экономики.

Казахстан активно готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. Руководство страны считает, что интеграция в ВТО стимулирует казахстанских товаропроизводителей на выпуск действительно конкурентоспособной продукции. Время до подписания всех соглашений с ВТО будет использовано для максимальной диверсификации экономики, обеспечения ее устойчивого роста и перехода на международные стандарты качества.

В связи с этим на первый план выходят задачи дальнейшего углубления реформ. С этой целью внедрена новая, адекватная критериям рыночной экономики модель налогово-бюджетной системы, принят Налоговый кодекс, отвечающий требованиям новой эпохи, подготовлен и направлен на рассмотрение в меджлис (парламент) проект Земельного кодекса, предусматривающего возможность купли-продажи земли.

Способствовать решению поставленных задач призван и взятый Казахстаном курс на более тесную экономическую интеграцию со странами СНГ, прежде всего с партнерами по ЕврАзЭС, а также с соседями по региону. Руководство республики твердо настроено на реальное углубление интеграционных процессов.

Огромное значение придается диверсификации промышленности республики. Ставится задача создать максимально открытый и либеральный инвестиционный режим с ясными и строго соблюдаемыми законами.

Как добавить стоимость

Эта политика уже приносит плоды. Сумма накопленных с 1993 года инвестиций превысила 18 млрд долларов. По мнению ряда американских экспертов, в ближайшие десять лет только компании США вложат в экономику Казахстана до 200 млрд долларов.

На начальном этапе развития суверенного Казахстана для иностранных инвестиций был создан особый режим - с многочисленными налоговыми и прочими льготами. Руководство страны в начале 90-х годов четко понимало, что инвесторам, выказавшим готовность рисковать своим капиталом в тогдашних условиях, вкладывая огромные средства в казахстанскую экономику, надо было предоставить самые лучшие гарантии и условия, чтобы все, включая акционеров компаний, уяснили: работать в Казахстане выгодно и не страшно. Тем более что у отечественных производителей достаточных средств для участия в приватизации в то время не было.

Тем не менее в Астане считают, что проблема экономической безопасности, обеспечения устойчивого социально-экономического роста страны еще далеко не решена. Вот почему создаются резервы, способные защитить экономику от влияния неблагоприятных внешних факторов в будущем. Еще в августе 2000 года Казахстан первым из стран СНГ пошел на создание Национального фонда, который должен сыграть роль стабилизатора ситуации на валютном и финансовом рынке и аккумулировать дополнительные доходы от экспорта сырьевых ресурсов для будущего развития казахстанской экономики. В настоящее время активы Национального фонда составляют 1,655 млрд долларов, они вложены в высоколиквидные инструменты, приносящие республике стабильные доходы.

Чтобы активизировать инвестиции в несырьевые отрасли экономики, в прошлом году создан также Банк развития Казахстана. Он занимается среднесрочным и долгосрочным кредитованием инвестиционных проектов, нацеленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств. Кроме того, нарождается класс внутренних институциональных инвесторов. Речь идет о компаниях по управлению активами накопительных пенсионных фондов, которые за четыре года функционирования накопительной пенсионной системы уже аккумулировали более 1 млрд долларов США.

Одним словом, у правительства и его главных финансовых агентов есть четкая программа и вполне приличные финансовые средства, которые заряжены на улучшение качественных параметров казахстанской экономики, на превращение ее в развитую и эффективную.

Что под этим подразумевается? В Казахстане, как и в России, в структуре ВВП высок удельный вес сырьевых отраслей, не развита обрабатывающая промышленность, чрезмерно велика зависимость экономики от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары. Износ основных фондов предприятий во многих отраслях превышает допустимые нормы. Существует большая дифференциация в уровнях развития различных регионов страны, а также между городом и селом. Все эти проблемы появились не вчера, у них глубокие корни, их невозможно решить одним махом. Но понимание того, что, как и в какой последовательности делать, у руководства страны определенно есть.

Минерально-сырьевой комплекс, куда идет львиная доля инвестиций, должен стать локомотивом, который потянет за собой все остальные отрасли. Отсюда вытекают задачи укрепления и развития ресурсной базы, обновления и совершенствования инфраструктуры и технологий. И все это при доминирующей роли государства в управлении этим комплексом.

Управлять же государство намерено так, чтобы средства, получаемые от продажи сырья, направлялись на реконструкцию действующих и строительство новых конкурентоспособных предприятий более высоких технологических переделов, обеспечивающих производство товаров с высокой добавленной стоимостью.

Приоритетной задачей становится развитие обрабатывающих отраслей, таких как машиностроение, нефтехимическая, химическая индустрия. На это же работает весьма жесткая программа импортзамещения: ряд ключевых предприятий в последние годы вдвое и более сократил импорт комплектующих для нужд производства. Одновременно решается проблема развития транспортно-коммуникационного комплекса, что предусматривает качественное обновление подвижного состава и модернизацию имеющейся инфраструктуры на железных дорогах, внедрение современных систем и средств связи, подготовку высококвалифицированных кадров.

Дальнейшее развитие в рамках этой стратегии получат формирующие средний класс малый и средний бизнес, для чего разрабатывается соответствующая макроэкономическая политика, направленная на улучшение среды и условий его существования.

Немного сравнений

В прошлогодней публикации "Эксперта" об инвестиционной привлекательности регионов Казахстана (см. "Эксперт" N37 от 8 октября 2001 года) отмечалось, что кризис 1998 года в Казахстане был не столь глубоким, как в России, да и вышла страна из кризиса быстрее. По итогам прошлого года уже можно говорить не о выходе из кризиса, а об экономическом рывке Казахстана, что позволяет некоторым аналитикам заявлять о рождении нового "азиатского тигра". Казахстан все больше уходит вперед от России по динамике основных экономических показателей: темпам роста ВВП, промышленного производства, инвестиций. Уровень среднедушевых доходов населения Казахстана в 2001 году более чем на треть превысил уровень 1994 года.

Как следствие успешной реализации стратегии социально-экономического развития, в Казахстане быстрыми темпами сокращается безработица. В 2000 году число зарегистрированных безработных уменьшилось на 8%, а в 2001 году - еще на 14%.

Между тем Казахстан по многим позициям находится в менее благоприятных условиях, чем Россия. Можно, к примеру, отметить более высокую, чем в России, стоимость рабочей силы, при том, что качество этой рабочей силы ниже. Средняя заработная плата одного занятого в Казахстане в 2000 году составила 101 доллар, а в РФ - 86 долларов. В 2001 году это отставание, правда, существенно сократилось: 118 долларов в Казахстане против 112 в России.

При этом среднедушевой месячный доход в Казахстане в прошлом году был почти в два раза ниже, чем в России, - 50 и 98 долларов соответственно. Получается, что, несмотря на более высокую зарплату, население Казахстана беднее российского. Даже принимая во внимание разницу в величине прожиточного минимума, снижающую различие в уровне жизни (31,3 доллара в Казахстане и 51,3 доллара в России), соотношение доходов и прожиточного минимума в России все же остается существенно выше (1,92), чем в Казахстане (1,59).

Парадоксальные на первый взгляд различия в пропорциях между зарплатой и доходами в России и Казахстане имеют простое объяснение. Прежде всего в Казахстане 44% сельского населения, что гораздо выше 27% в России. Как известно, сельское население в любой экономике имеет более низкие доходы, чем городское. Тем более что показатели эффективности сельскохозяйственного производства Казахстана оставляют желать лучшего.

Второй причиной разницы среднедушевых доходов является различие в возрастной структуре населения. При примерно равной доле населения в трудоспособном возрасте и занятого населения в общей его численности в России гораздо меньше доля детей (21% против 29% в Казахстане), являющихся чистыми иждивенцами, и гораздо больше лиц пенсионного возраста (21% против 12% в Казахстане), которые получают хотя и небольшие, но устойчивые доходы.

Таким образом, демографическая ситуация в России пока обеспечивает более высокий уровень жизни населения. Но сохранение этого уровня в условиях снижения темпов пополнения новых трудовых ресурсов из молодых возрастов и сокращения доли населения в трудоспособном возрасте требует постоянного повышения производительности труда, роста эффективности экономики либо привлечения новых трудовых ресурсов извне. У Казахстана здесь хорошая перспектива: приход новых трудовых ресурсов в достаточном количестве гарантирован в течение еще двух-трех десятилетий.