Забег на длинную дистанцию

Русский бизнес
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
Пока у нашего государства нет нового серьезного противника, в сфере ВТС лучше следовать логике частного предпринимателя

Оружие - чуть ли не единственный высокотехнологичный товар российского производства, продажи которого на мировом рынке составляют миллиарды долларов. Есть еще, правда, Минатом, экспортирующий наукоемких товаров и услуг примерно на два с половиной миллиарда долларов в год. Но, во-первых, оружия пока все-таки экспортируется на сумму в полтора раза большую, а во-вторых, бизнес Минатома преимущественно государственный и четко концентрированный - ядерный щит Родины не решились приватизировать даже самые последовательные сторонники laissez faier.

C ВПК (за исключением его ядерной составляющей) история обошлась по-другому: на фоне конверсионной эйфории и потери традиционных геополитических и идеологических противников приватизация производителей оружия все-таки пошла, но ход ее носил, мягко говоря, бессистемный характер. Она повлекла за собой разрыв ключевых технологических цепочек: КБ оказались оторваны от серийных заводов (самый яркий пример - разработчики и производители самолетов марки "Су"), а поставщики комплектующих - от фирм, выпускающих конечную продукцию. Где-то государство оставило за собой контрольный пакет, где-то блокирующий, где-то золотую акцию или вообще ничего, а где-то просто "сливало" активы вчерашним потенциальным противникам. Ни один нормальный собственник не смог бы даже вообразить подобную "бизнес-схему".

Все это оставляло у наблюдателей ощущение тотальной стратегической невменяемости власть имущих. Так, крупный пакет Московского вертолетного завода имени Миля был продан прямому конкуренту - компании United Technologies, владеющей вертолетной фирмой Sikorsky Aircraft; аналогичный случай произошел с производителем военных и гражданских авиадвигателей "Пермскими моторами", попавшим под частичный контроль Pratt & Whitnеy, снабжающей своими силовыми установками истребители ВВС США, etc.

Между тем на внешнем рынке - главном источнике доходов ВПК в условиях съежившегося гособоронзаказа - наши старые клиенты еще готовы были платить те самые миллиарды за советскую по сути военную технику. Попытки систематизировать этот экспортный поток предпринимались с начала 90-х. Целая плеяда госпосредников несколько лет играла на советских брэндах и налаженных связях, повышая энтропию и без того неупорядоченной системы сбыта нашего оружия. С приходом Путина сбыт оружия вроде бы решили упорядочить, наделив практически монопольными правами новую структуру - "Рособоронэкспорт", но очередной госпосредник больших дивидендов отечественному ВПК не принес.

Попытавшись вклиниться в новые рынки (Южная Корея, Турция, Бразилия), "Рособоронэкспорт" стал терять проверенных клиентов вроде Индии и Малайзии. Участие в многочисленных тендерах "на чужом поле" ничего России не дало. Схема концентрации постсоветской военной суперотрасли через уполномоченного государством монопольного дилера не сработала. Результат - решение Комиссии по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами при президенте РФ о том, что образующиеся отраслевые суперхолдинги

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама