Спящая красавица

Экономика и финансы
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
Для эффективной промышленной политики необходимо два адекватных субъекта - зрелый и ответственный бизнес, стратегичное и дальновидное государство. В России сегодня к этой идиллии гораздо ближе предприниматели, чем чиновники

Я рад за индусов. Общественные работы на селе, отраслевое рационирование кредитов по указке правительства, массовое квотирование импорта - сегодня найдется немного мест на планете, где эти меры уместны и эффективны. Россия, по крайней мере, уж точно к ним не относится. Понятно почему. Тип промышленной политики должен быть адекватен зрелости государственных институтов и исполнительной власти, с одной стороны, и национального бизнеса - с другой. Глупо обсуждать проекты роста конкурентоспособности страны с временщиками и спекулянтами с горизонтами бизнес-планирования, простирающимися до момента распродажи фуры с баночным пивом. Не менее странно пытаться расписать направления выделения каждого рубля кредитных средств мощным частным банкам с отработанной системой риск-менеджмента и долгосрочной стратегией позиционирования на рынке.

В этом смысле выбор ультралиберальной модели, или, проще говоря, самоустранение государства (но не отдельных чиновников!) от управления российской экономикой в 1992 году, в общем-то соответствовал степени зрелости и управляемой, и управляющей систем. Эпоха "дикого капитализма" и "большого хапка" не требовала общих усилий бизнеса и власти по выработке стратегии долгосрочного развития страны и обсуждению совместных проектов по реализации этой стратегии.

Сегодня можно констатировать: эта эпоха, несмотря на появляющиеся с печальной регулярностью рецидивы, закончилась. Российский бизнес как класс дозрел до стратегического планирования и понимания своей заинтересованности в сильной промышленной госполитике. Да, пока это зачастую довольно близорукие, местечковые интересы - возвести вокруг своей отрасли частокол таможенных пошлин, получить налоговые льготы, пробить свою строчку в федеральной инвестиционной программе. Однако постепенно самоидентификация собственных компаний и отраслей на российском рынке и в международном разделении труда должна привести - и уже приводит - к поиску бизнесом разумного сопряжения своих шкурных и общенациональных интересов. Бизнесу все острее необходим ответственный, стратегически мыслящий контрагент, имеющий в своем активе всю мощь государства - административную, финансовую, внешнеполитическую.

Проблема, однако, заключается в том, что в отличие от бизнеса российское государство за прошедшие годы не развивалось, а деградировало. Во всяком случае, экономический блок исполнительной власти совершенно не адекватен острейшим задачам и вызовам, стоящим перед страной. Деятельность "конкретных" министерств экономического блока - МАП, РФФИ, Минпромнауки, Минсвязи, Минприроды - хорошо описывается словосочетанием "непрозрачная текучка", самые скандальные эпизоды которой регулярно становятся достоянием общественности. Не блещут мудростью и дальновидностью и "идеологические" ведомства - МЭРТ, Минфин. Горизонт их прогнозирования и управления - один год, цели - убогие. За поддержанием во что бы то ни стало бессмысленного бюджетного профицита и лозунга "даешь инфляцию завтра меньше, чем сегодня" никакой стратегическ

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама