Анна и хулиганы

Культура
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)

Паровоз отрезал Анне Карениной руку, ногу, вышиб глаз, но она выжила. "Да женщина ли она после этого? Да человек ли?" - удивляются Константин Левин, Стива Облонский и прочие персонажи классического русского романа. Но инвалидность не мешает Анне встречаться с Вронским - тот полностью парализован в результате контузии, полученной на фронте, - и вновь изменять мужу, на этот раз с Левиным. Хулиганский сиквел толстовского романа - пьесу "Анна Каренина-2" Олега Шишкина - поставили в Театре на Юго-Западе. Маленький зал здоровым хохотом встречает Каренину, примеряющую протезы, и ее супруга, зачитывающего порнографически-назидательный роман собственного сочинения.

К сожалению, остальные эпизоды вызывают у публики только недоумение. Режиссер Валерий Белякович продемонстрировал на беззащитной "Анне" Шишкина все приемы шестидесятнической режиссуры. Танцующая массовка, вневременные наряды из занавесочного тюля, манера подавать любую реплику как лозунг - все это совершенно не вяжется с по-акунински тщательной исторической стилизацией, которую предпринял драматург. Кроме того, попытки режиссера добыть из абсурда, происходящего на сцене, какой-то высший смысл, выглядят довольно жалко. Время от времени персонажи мужского пола вывозят на сцену в инвалидных колясках персонажей женского пола. Может, это, по мысли постановщика, означает закабаленность женщины в патриархальном обществе, но вряд ли подобная прямолинейная символика понравилась бы Толстому или Шишкину.

Пьеса Шишкина требует от постановщика и актеров совсем иного. Предуведомление драматурга - "автор этой пьесы не ставил перед собой задачу рассмешить или повеселить публику" - Белякович предпочел проигнорировать. Равно как и то, что "Анну Каренину-2" нужно играть в благородных традициях психологического театра - с прочувствованными паузами и глубокими подтекстами, что нужен достоверный реалистический интерьер с обилием антикварной мебели, а Тамару Кудряшову (Анна) неплохо было бы нарядить в какой-нибудь сложносочиненный пеньюар.

Вот если бы постановщик ориентировался не на Таганку шестидесятых, а на МХАТ тридцатых, с легендарной "Анной Карениной-1", тогда смех в зале звучал бы не умолкая. В Театр на Юго-Западе выстроились бы очереди продвинутых молодых театралов, а "Анна Каренина-2" стала бы самым модным спектаклем сезона.

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама