Двуликий Нобель

Повестка дня
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
В этом году Нобелевский комитет сделал абсурдный на первый взгляд выбор. Премия по экономике досталась приверженцам двух диаметрально противоположных точек зрения на поведение человека в экономическом процессе - израильско-американскому психологу Дэниэлу Канеману и американскому экономисту Вернону Смиту. Самое интересное, что оба они правы.

68-летний Канеман, работающий в Принстонском университете, занимается когнитивной психологией - отраслью психологии, изучающей механизмы восприятия и обработки информации человеческим мозгом. Применив психологической подход в экономической науке, Канеман доказал, что люди далеко не всегда ведут себя в соответствии с учебниками по экономике. Выяснилось, что homo economicus - это крайне уверенное в собственных прогностических способностях существо. Но при этом плохо умеющее соотносить выгоды и риски и при принятии решений часто руководствующееся иррациональными мотивами. В этом может таиться причина многих несбывшихся прогнозов инвестиционных банков, приведших к краху на ряде рынков, - все-таки инвестиционные банкиры тоже люди.

А 75-летний Вернон Смит из Университета Джорджа Мэйсона экспериментальным путем подтвердил обратный тезис (которого придерживается большинство экономических теорий): в ситуациях покупок и продаж люди ведут себя рационально.

Таким образом, Нобелевский комитет разрешил давний спор между учеными - еще в 1991 году Смит обвинял Канемана и его соратников в однобокости и неучитывании других концепций. Решение поистине мудрое: в современной экономической ситуации взгляды обоих лауреатов вполне совместимы. Если принимать в расчет рыночное поведение целых коллективов - прав Смит, а если речь идет о прогнозировании индивидуальных поступков - здесь уже правда Канемана. Другими словами, совместное поведение иррациональных индивидов поддается рациональному прогнозированию.

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама