Локомотив казахстанской экономики

Спецвыпуск
Москва, 14.10.2002
«Эксперт» №38 (344)
Ликвидация МПС и создание национальной компании "Казахстан темир жолы" дали старт структурной реформе крупнейшей железнодорожной системы Центральной Азии

Чтобы понять, что значат для Казахстана железные дороги, достаточно пары сравнений. На 13,6 тыс. км железнодорожных магистральных линий республики приходится 14,8 млн жителей, или чуть более тысячи человек на 1 км пути. Плотность эксплуатационных железнодорожных путей составляет 5,3 км на 1 тыс. кв. км. А в соседнем Китае с его 68 тыс. км железных дорог на 1 км приходится примерно 20 тыс. потенциальных пассажиров при почти такой же плотности железнодорожных путей (около 7 км на 1 тыс. кв. км).

На практике это означает, что стране с небольшим населением и, соответственно, пассажирооборотом приходится содержать огромное железнодорожное хозяйство, на котором занято более 125 тыс. человек, или почти 1% населения.

Управляет железными дорогами в Республике Казахстан закрытое акционерное общество "Национальная компания 'Казахстан темир жолы" (ЗАО КТЖ). Компания, созданная полгода назад, является крупнейшим предприятием страны как по объему производимой продукции, так и по числу работающих. Перед ЗАО КТЖ, которой передано все хозяйство бывшего МПС, поставлена цель провести комплексную реструктуризацию отрасли, сделав ее высокорентабельной.

Президент компании Ерлан Атамкулов сказал нам, что, принимая решение о реформе отрасли, правительство исходило из логичной посылки: коль скоро Казахстан признан страной с рыночной экономикой, такая громадная отрасль, которая дает более 6% ВВП и примерно столько же налоговых поступлений, не может остаться в стороне от рыночных преобразований.

Республика Казахстан первой среди государств СНГ начала проводить реструктуризацию на железной дороге. Компания произвела организационно-финансовое разделение основной и перевозочной деятельности. В настоящее время практически завершена передача всех социальных объектов (школ, больниц и т. д.) на баланс местных органов власти.

- Все эти преобразования, - сказал нам Атамкулов, - итог ясной концепции, конкретных решений и четких планов. Вся структурная реформа рассчитана на период до две тысячи девятого года.

Головная компания - это ЗАО со стопроцентно государственным пакетом акций, в его уставный капитал переданы акции всех акционерных обществ, созданных на базе РГП "Казахстан темир жолы". Это перевозочные компании и обеспечивающий сектор - всего их сейчас двенадцать.

В период с 1991-го по 1998 год падение объемов грузоперевозок происходило огромными темпами, в среднем по 20% в год. В итоге случился переизбыток активов. Следовательно, хозяйства обеспечивающей деятельности оказались загружены лишь на 25-30% своих мощностей, а это означало, что все последние годы КТЖ приходилось нести все затраты по их содержанию и выплате зарплаты.

Согласно программе реструктуризации, сейчас идет процесс выделения депо в самостоятельные хозяйствующие субъекты - ПК и ТОО, который планируется завершить уже в будущем году.

Ремонтные депо отпускают в "свободное плавание", но этот процесс не поставлен на самотек. Ведь многие предприятия будет трудно перепрофилировать на другие виды деятельности. Компание

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама