Рынок для избранных

Спецвыпуск
Москва, 14.10.2002
Призрак западных конкурентов заставляет российских страховщиков либо заняться поисками сильных иностранных партнеров, либо обнести стеной уже завоеванные сегменты рынка. Одна из таких надежно защищенных ниш - страхование рисков оборонной промышленности и вооруженных сил

Страхование "армейских" рисков можно разделить на три основные группы. Первая - страхование экспортных поставок военной продукции. Этот стабильный рынок растет с каждым годом и приносит работающим на нем компаниями хорошую прибыль. Вторая - личное страхование военнослужащих. Страхователями здесь выступают силовые министерства и ведомства, а деньги на страхование выделяются из федерального бюджета. И наконец, третья группа - риски оборонной промышленности. У этого рынка огромный потенциал, но развиваться ему не дает тяжелое финансовое положение большинства предприятий военно-промышленного комплекса.

Чужих здесь не любят

Экспортные военные поставки выгодны страховым компаниям в силу низкой убыточности и больших объемов страхования. Убытки, связанные с грузами военного назначения, можно пересчитать по пальцам, к тому же почти все они незначительны. Единственная крупная выплата по таким грузам была произведена в декабре 1997 года после крушения самолета Ан-124 в Иркутске. На его борту находились два боевых самолета Су-27УБК, которые перевозились во Вьетнам. Страховщиком поставки был "Ингосстрах", он и выплатил возмещение по убытку - 56 млн долларов.

Что касается объемов поставок, то здесь ситуация складывается как нельзя лучше. В прошлом году валютные поступления "Рособоронэкспорта", главного экспортера российского оружия, составили 4,2 млрд рублей. В последние несколько лет они неуклонно растут, и ничто не предвещает изменения этой тенденции. Надо учесть и то, что все контракты на поставки военной техники и боеприпасов предусматривают страховую защиту. Поэтому для страховых компаний экспорт оружия - воистину золотая жила.

Право заниматься экспортом оружия из России имеют всего шесть организаций, около 90% поставок приходится на "Рособоронэкспорт". Выбирая партнеров среди страховых компаний, военные экспортеры в первую очередь руководствуются специальным перечнем, подготовленным для них Министерством финансов и Комитетом по военно-техническому сотрудничеству (см. таблицу 1).

Для того чтобы страховать военные поставки, страховая компания должна иметь лицензию Минфина на добровольное страхование грузов, лицензию ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну, опыт в страховании грузов не менее пяти лет, сеть филиалов и представительств. Помимо этого от страховщика требуется, чтобы в прошлом он не имел никаких санкций Минфина и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и обладал стабильным финансовым положением.

Формально всем этим критериям соответствуют 27 страховых организаций, включенных в упомянутый перечень; работать же с главным экспортером оружия посчастливилось немногим. Это "Ингосстрах", который до середины 90-х годов был единственной в стране компанией, страхующей экспортные поставки, Русский страховой центр (РСЦ, его контрольный пакет акций в конце прошлого года приобрел "Рособоронэкспорт"), Военно-страховая компания (ВСК), "Ренессанс-Страхование", РОСНО и "Жива".

По словам финансово

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (344) 14 октября 2002
    Навстречу выборам
    Содержание:
    Красные зайцы

    Готовясь к думским выборам 2003 года, ведущие политические корпорации России пытаются изменить в свою пользу правила игры и конфигурацию электорального поля

    Обзор почты
    Культура
    Международный бизнес
    Реклама