Рынок для избранных

Сергей Белоусов
14 октября 2002, 00:00

Призрак западных конкурентов заставляет российских страховщиков либо заняться поисками сильных иностранных партнеров, либо обнести стеной уже завоеванные сегменты рынка. Одна из таких надежно защищенных ниш - страхование рисков оборонной промышленности и вооруженных сил

Страхование "армейских" рисков можно разделить на три основные группы. Первая - страхование экспортных поставок военной продукции. Этот стабильный рынок растет с каждым годом и приносит работающим на нем компаниями хорошую прибыль. Вторая - личное страхование военнослужащих. Страхователями здесь выступают силовые министерства и ведомства, а деньги на страхование выделяются из федерального бюджета. И наконец, третья группа - риски оборонной промышленности. У этого рынка огромный потенциал, но развиваться ему не дает тяжелое финансовое положение большинства предприятий военно-промышленного комплекса.

Чужих здесь не любят

Экспортные военные поставки выгодны страховым компаниям в силу низкой убыточности и больших объемов страхования. Убытки, связанные с грузами военного назначения, можно пересчитать по пальцам, к тому же почти все они незначительны. Единственная крупная выплата по таким грузам была произведена в декабре 1997 года после крушения самолета Ан-124 в Иркутске. На его борту находились два боевых самолета Су-27УБК, которые перевозились во Вьетнам. Страховщиком поставки был "Ингосстрах", он и выплатил возмещение по убытку - 56 млн долларов.

Что касается объемов поставок, то здесь ситуация складывается как нельзя лучше. В прошлом году валютные поступления "Рособоронэкспорта", главного экспортера российского оружия, составили 4,2 млрд рублей. В последние несколько лет они неуклонно растут, и ничто не предвещает изменения этой тенденции. Надо учесть и то, что все контракты на поставки военной техники и боеприпасов предусматривают страховую защиту. Поэтому для страховых компаний экспорт оружия - воистину золотая жила.

Право заниматься экспортом оружия из России имеют всего шесть организаций, около 90% поставок приходится на "Рособоронэкспорт". Выбирая партнеров среди страховых компаний, военные экспортеры в первую очередь руководствуются специальным перечнем, подготовленным для них Министерством финансов и Комитетом по военно-техническому сотрудничеству (см. таблицу 1).

Для того чтобы страховать военные поставки, страховая компания должна иметь лицензию Минфина на добровольное страхование грузов, лицензию ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну, опыт в страховании грузов не менее пяти лет, сеть филиалов и представительств. Помимо этого от страховщика требуется, чтобы в прошлом он не имел никаких санкций Минфина и других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и обладал стабильным финансовым положением.

Формально всем этим критериям соответствуют 27 страховых организаций, включенных в упомянутый перечень; работать же с главным экспортером оружия посчастливилось немногим. Это "Ингосстрах", который до середины 90-х годов был единственной в стране компанией, страхующей экспортные поставки, Русский страховой центр (РСЦ, его контрольный пакет акций в конце прошлого года приобрел "Рособоронэкспорт"), Военно-страховая компания (ВСК), "Ренессанс-Страхование", РОСНО и "Жива".

По словам финансового директора "Рособоронэкспорта" Александра Кравченко, в этом году страховая премия, уплаченная этой структурой по договорам страхования грузов военного назначения, достигла 10 млн долларов, что приблизительно в полтора раза выше показателей предыдущих лет. Столь существенный рост платежей отчасти обусловлен увеличением объема поставок "Рособоронэкспорта", и все же главный фактор - после трагедии в Нью-Йорке 11 сентября прошлого года на мировом рынке резко повысились перестраховочные тарифы.

За последний год сильно изменился расклад сил страховщиков, участвующих в страховании военных поставок. Сегодня более 50% рисков "Рособоронэкспорта" берет на себя Русский страховой центр. Премия, собранная им по страхованию грузов за шесть месяцев 2002 года, увеличилась почти в 20 раз и составила 133,7 млн рублей, или 4,24 млн долларов. На втором месте - "Ингосстрах", на третьем - "Ренессанс Страхование", далее следует ВСК, и замыкает список РОСНО. Точная информация о суммах, полученных каждой из компаний, не разглашается, но в рисках "Рособоронэкспорта", как сообщил г-н Кравченко, в этом году заметно уменьшилась доля РОСНО - объясняется это тем, что 45% акций компании приобрела немецкая страховая группа Allianz. Компании же "Ренессанс Страхование" это сыграло на руку - в этом году она впервые получила риски по военному экспорту.

"Нас очень настораживает сотрудничество наших партнеров по страхованию с иностранцами, - говорит Кравченко. - Ведь даже несмотря на то, что мы не сообщаем страховщикам номенклатуру экспортируемых грузов, через страховую компанию может произойти утечка информации - косвенно могут быть установлены объемы и география военных экспортных поставок, а эта информация составляет государственную тайну. Поэтому в дальнейшем мы постараемся не прибегать к услугам компаний, акциями которых владеют иностранные фирмы".

Как говорит финансовый директор "Рособоронэкспорта", они вполне довольны текущим положением дел и привлекать новых партнеров в ближайшее время не собираются. Так что тех, кто желает проникнуть на рынок страхования военного экспорта, скорее всего, ждет разочарование.

В обстановке сверхсекретности

"Рособоронэкспорт" работает со страховыми компаниями по следующей схеме. В начале года предприятие заключает с каждым из партнеров генеральное соглашение на страхование грузов. И каждый раз, перед тем как осуществляется транспортировка, страховщик получает от экспортера предварительное заявление с предполагаемыми сроками поставки, страховой суммой, указанием вида транспорта, которым будет поставляться груз. Сообщают страховщикам и пункт назначения (традиционно он расположен в Индии, Китае, на Ближнем Востоке, в Африке или Латинской Америке).

Несмотря на то что компании, получившие лицензию ФСБ, имеют право работать со сведениями, составляющими гостайну, они не знают, какой именно груз принимают на страхование. Конечно, по стоимости груза и месту его назначения специалисты компаний могут догадываться о том, что же они все-таки страхуют - самолеты, танки или обмундирование, поставляемое в счет уплаты государственного долга двадцатилетней давности. Однако все это лишь предположения. О том, какой именно груз перевозился по контракту военной поставки, представители страховой компании могут узнать только при наступлении страхового случая.

Впрочем, страховщики не жалуются на сверхсекретность, которой окутаны поставки оружия. Тому есть очень простое объяснение - участие в проектах "Рособоронэкспорта" наверняка приносит страховщикам более чем хорошую прибыль. Поэтому за всю историю деятельности этой структуры еще не было случая, чтобы страховая компания отказалась принять на себя какой-либо риск по военным поставкам.

Что же до перестрахования рисков по военным грузам, то большая их часть, естественно, размещается на Западе, в основном на лондонском страховом рынке. Как отметил исполнительный директор Русского перестраховочного общества Тимур Батиашвили, когда речь идет о крупных поставках, за рубеж может уходить до 99% риска.

Все компании, сотрудничающие с "Рособоронэкспортом", имеют облигаторные договоры с западными перестраховщиками на значительные суммы (такие договоры заключаются на год, перестраховщик обязан брать в перестрахование все риски, отвечающие заранее оговоренным критериям). Например, у РСЦ облигаторы по военному экспорту достигают 300 млн долларов, а у ВСК - 125 млн.

По словам Тимура Батиашвили, зачастую возникает необходимость и в факультативном перестраховании. Это происходит в тех случаях, когда ответственность превышает сумму облигаторного договора либо когда страхователь не желает, чтобы риск перестраховывался на американском или английском рынках. Г-н Батиашвили отметил, что, хотя сведения о военных поставках засекречены, перестраховочные компании все-таки имеют представление о том, какой именно груз перевозится, и, как правило, эту информацию они получают от страховщиков в устной форме.

Тарифы на страхование военного экспорта не сильно отличаются от ставок по мирным грузам и зависят от тех же параметров, то есть от способа транспортировки и пункта назначения. Обычно страховщики заявляют, что величина взносов находится в интервале 0,3-0,8% от страховой суммы, однако в действительности тарифы ниже. Неопределенность обусловлена тем, что в ходе переговоров с "Рособоронэкспортом" окончательный размер тарифов становится чуть ли не военной тайной.

Кто страхует органы

Обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц было законодательно введено в 1998 году (до этого оно осуществлялось на основании постановления правительства). По сравнению со страхованием военного экспорта здесь ситуация намного проще. За исключением милиции и Минюста, сотрудников которых защищает Страховая компания правоохранительных органов (СКПО), а также МЧС, сотрудничающего с Чрезвычайной страховой компанией, все силовые министерства и ведомства - клиенты Военно-страховой компании. В прошлом году объем поступлений ВСК по обязательному страхованию составил около 1 млрд рублей. С 1998 года, с момента принятия закона, ситуация с обязательным государственным страхованием военнослужащих практически не меняется, разве что в начале этого года часть сотрудников Федеральной службы охраны (ФСО) получила полисы Русского страхового центра.

Польза данного вида страхования очевидна. Так, выплаты ВСК родственникам членов экипажа погибшей подводной лодки "Курск" составили 741 тыс. долларов. И если родные подводников получили средства не только от ВСК, но и от различных благотворительных фондов, то в множестве других случаев гибели или травматизма военнослужащих выплаты по программам обязательного государственного страхования - единственная финансовая поддержка пострадавшего или родственников погибшего.

Нерыночность этого вида страхования очевидна - ведь конкуренции здесь нет никакой.

Оборонка умирает, но не сдается

объемы российского военного экспорта неуклонно растут, но подавляющее большинство предприятий оборонного комплекса переживает тяжелые времена. Тем не менее в преддверии западной экспансии некоторые страховщики с надеждой смотрят именно на этот сегмент рынка. Сюда иностранцы могут и не проникнуть, если должным образом поставить забор в виде государственной тайны. Правда, сколько-нибудь достоверных данных о том, какая доля оборонных предприятий страхуется и сколько денег они приносят страховщикам, нет.

Помимо слабого спроса в оборонке есть еще одна проблема, впрочем, она характерна для всего российского рынка: число реальных тендеров по выбору страховщиков, проведенных предприятиями оборонно-промышленного комплекса, пока можно пересчитать по пальцам. Несмотря на то что большинство предприятий имеет статус ФГУП и осуществляет страхование за счет бюджетных денег, страховщиков они предпочитают выбирать без объявления конкурса. Формально же доступ на этот рынок ограничен не столь сильно, как в случае с военными грузами. Лицензию ФСБ на работу с гостайной имеют многие российские страховщики (некоторые из них указаны в таблице 1). Помимо них страхованием оборонных предприятий активно занимаются "Гута-Страхование", "Энергогарант", МАКС и ряд региональных компаний. Следует отметить, что наиболее прибыльные сегменты оборонки страховщики уже поделили. Так, работу с предприятиями атомной промышленности практически монополизировала компания МАКС.

Больше других в страховании оборонного комплекса продвинулся Русский страховой центр, во многом этому способствует поддержка, которую оказывает компании ее главный акционер - "Рособоронэкспорт". Как отметил заместитель председателя правления РСЦ Андрей Сеченов, помимо традиционных рисков компания принимает на страхование и риски, связанные с испытанием образцов военной техники, а также риск неисполнения экспортного заказа. Оборонные предприятия охотно пользуются этими услугами, так как в первом случае велика вероятность наступления убытка (и это показал недавний случай на НПО "Энергомаш", когда РСЦ заплатил за погибший образец ракетного двигателя 37,4 млн рублей), а во втором речь идет о наиболее преуспевающих предприятиях, которые регулярно получают от "Рособоронэкспорта" выгодные заказы. Развивается страхование и ведущих предприятий авиационно-космической отрасли. В частности, собираемые в красноярском НПО прикладной механики им. академика Решетнева спутники для российской космической группировки ГЛОНАСС страхуются в РСЦ на весь период - от начала сборки до окончания планируемого срока работы на орбите.