Земля у нас богата...

Григорий Марченко
21 октября 2002, 00:00

Экономические перспективы Иркутской области оцениваются как среднеблагоприятные

Иркутская область расположена в Восточной Сибири западнее озера Байкал. Граничит: на юге и юго-востоке - с Республикой Бурятия, на юго-западе - с Республикой Тыва, на западе - с Красноярским краем, на северо-западе - с Эвенкийским автономным округом, на северо-востоке - с Республикой Саха (Якутия), на востоке - с Читинской областью. Область имеет внутренние границы с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. Центр - город Иркутск - основан в 1686 году. Расстояние от Москвы до Иркутска - 5042 км.

История Иркутской области берет начало с образования в 1682 году Иркутского воеводства, которое в 1719 году было преобразовано в Иркутскую провинцию.

В 1764 году Иркутскую провинцию преобразовали в Иркутскую губернию, которая занимала громадную территорию от бассейна Енисея до Тихого океана.

В 1851 году из Иркутской губернии выделены в качестве самостоятельных Забайкальская и Якутская области. B сентябре 1937 года была образована Иркутская область, в пределах которой был создан Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ.

Определенные в 1937 году границы Иркутской области с незначительными изменениями на северо-востоке сохранились до нашего времени, хотя внутреннее деление административных районов за этот период менялось неоднократно.

В пределах области находится значительная часть акватории озера Байкал. Благодаря своим уникальным свойствам (из 2635 известных видов и разновидностей животных и растений, обитающих в озере, почти две трети эндемичны, то есть не встречаются больше нигде в мире) озеро Байкал в декабре 1996 года включено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Иркутская область обладает уникальным набором рекреационных ресурсов: туристических, курортологических, оздоровительных. В ряде ее районов, в том числе на побережье Байкала, имеются благоприятные микроклиматические условия для проведения аэро- и гелиотерапии. Только в центральной экологической зоне Байкала площадь территорий, пригодных для развития туризма, составляет 35 тыс. кв. км. Рекреационные зоны южного Прибайкалья позволяют оборудовать для кратковременного отдыха 145 тыс. мест, а для длительного - 50 тыс. мест. На побережье Байкала ежегодно может отдыхать 2 млн человек. В области действует свыше 70 санаторно-курортных, оздоровительных и других учреждений.

Иркутская область богата полезными ископаемыми. По запасам минерального сырья область занимает седьмое место в России, а по гидроэнергетическим ресурсам - третье, вслед за Республикой Саха (Якутия) и Красноярским краем. В ее пределах расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометалльная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн.

Главными определяющими промышленный потенциал минеральными ресурсами являются углеводородное сырье, золото, слюда-мусковит, поваренная соль, железо, бурый и каменный уголь. Общая оценка прогнозных извлекаемых ресурсов углеводородов только в пределах Иркутской области составляет: по нефти - 2050 млн тонн, по газу - 7,5 трлн кубометров. Недра области богаты месторождениями нерудного сырья для черной металлургии. Алмазы и их спутники установлены в бассейнах рек Оки, Уды, Бирюсы. Ежегодно на территории области добывается около 11 тонн золота.

Здесь обнаружены запасы нефти и газа. На территории области действуют крупнейшие ГЭС: на Ангаре - Братская, Усть-Илимская, Иркутская; на реке Мамакан - Мамаканская.

В то же время природные условия малоблагоприятны для ведения зернового сельского хозяйства, поскольку вся территория области находится в зоне вечной мерзлоты.

Крайне неблагоприятным является и экономико-географическое положение области: она одинаково удалена как на запад от ближайших российских центров потребления добываемого здесь сырья и производимой продукции (Урал), так и на юго-восток - от экспортных российских портов (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Основные отрасли промышленности: лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и лесохимическая, цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность. Особенно выделяется алюминиевая промышленность области, представленная крупнейшим в России Братским алюминиевым заводом, входящим в ОАО "Русский алюминий", а также Иркутским заводом (в городе Шелехове), входящим в качестве структурного подразделения в состав ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ).

Иркутская область является монополистом в России по производству карбида кальция, сульфатной целлюлозы и поливинилхлоридной смолы.

Главные экономические центры: Иркутск (591 тыс. жителей на 1 января 2001 года), Братск (277 тыс. жителей), Ангарск (269 тыс. жителей), Усть-Илимск (106 тыс. жителей), Усолье-Сибирское (103 тыс. жителей), Черемхово (86 тыс. жителей). Официальная численность населения крупнейших городов области, как и в большинстве регионов России, постепенно снижается.

Иркутская область - высокоурбанизированный регион. Численность населения области вместе с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом на 1 января 2001 года составляла 2735 тыс. жителей, из которых лишь около 16% проживало в сельской местности. По данным выборочной переписи населения 1994 года, подавляющее большинство населения - русские (93%). Смертность превышает рождаемость, естественный прирост отрицательный. Небольшой миграционный приток, наблюдавшийся в 1994-1995 годах, вновь сменился оттоком населения. Общая численность населения области, опять-таки по официальным данным, постепенно снижается. Вместе с тем Иркутская область является одним из центров притяжения легальных и нелегальных мигрантов из Китая, численность которых оценивается минимум в 30 тыс. человек, а максимум - до миллиона.

Социально-экономическая ситуация

В 1997 году в области разразился внутриполитический кризис в связи с добровольным уходом в отставку избранного в 1994 году губернатора Юрия Ножикова. Причиной отставки стала его неспособность контролировать экономическую, социальную и особенно криминальную ситуацию в области. Новым губернатором области был избран бывший мэр Иркутска и председатель городской думы Борис Говорин. В 2001 году он в упорной борьбе с Сергеем Левченко подтвердил свои полномочия.

До последнего времени в области успешно работали лишь крупные, наиболее эффективные предприятия электроэнергетики, цветной металлургии, нефтехимии. В последние годы вновь заработали и небольшие деревообрабатывающие предприятия, являющиеся единственной экономической базой небольших населенных пунктов.

В связи с отсутствием внутреннего рынка промышленность области переориентировалась на экспорт. Основные статьи - древесина, алюминий, нефтепродукты. Существуют планы экспорта значительного избытка электроэнергии, а в будущем нефти и газа в Китай.

С 1999 года в регионе впервые за двенадцать лет начался рост реинвестирования прибыли предприятий на переоснащение и модернизацию производства.

Промышленная политика

В отличие от многих регионов, соблазнившихся возможностью использовать власть для обеспечения прямого управления предприятиями, администрация Иркутской области предпочла более мягкую промышленную политику. Областная администрация также является акционером ряда ключевых предприятий. Например, ей принадлежит 40% акций "Иркутскэнерго".

На правах акционера администрация активно участвует и в управлении отдельными предприятиями. Например, для того, чтобы компания СУАЛ продлила управление Коршуновским горно-обогатительным комбинатом на десять лет, ей были поставлены определенные условия.

Там, где администрация не участвует в управлении, она стремится строить отношения с акционерами на договорной основе. Так, в апреле 1999 года было подписано соглашение между администрацией Иркутской области и основными акционерами ОАО "Усть-Илимский ЛПК" по обеспечению бесперебойной работы предприятия.

В области достаточно хорошо развивается малый бизнес, создана инфраструктура его поддержки. Основное направление развития малого бизнеса администрация видит в переориентации его из торговли в производство.

Еще до принятия общефедеральных правовых основ купли-продажи земли в области было принято постановление губернатора "Об установлении нормативной цены земли на 2000 год". В этом документе были обозначены цены для земель разного назначения: сельского хозяйства; садоводства, индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства; промышленности и несельскохозяйственных предприятий. На эти три группы земель действуют различные нормативные цены. Так, для сельхозугодий она составляет от 2,3 (пашни в северных районах) до 23,9 тыс. рублей (пригородные районы с интенсивным земледелием) за гектар. Установление нормативной цены земли должно способствовать формированию открытого земельного рынка, регулируемого государством.

Инвестиционная политика

По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Иркутская область имеет рейтинг инвестиционного климата 2В, то есть относится к числу регионов с относительно благоприятными условиями инвестирования: средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По показателю инвестиционного потенциала область переместилась с 29-го места в 1996 году на 16-е в 2000-м. Гораздо выше ранг по инвестиционному риску. Хотя за тот же период область поднялась по шкале интегрального риска с 75-й позиции на 62-ю, за последний год она опустилась на семь мест. Лучшее место области - 17-е - по законодательному риску, к сожалению, не может компенсировать крайне низкие места по экологическому (75-е) и криминальному (85-е) рискам.

Стержень регионального инвестиционного законодательства составляет Закон Иркутской области "Об областной государственной инвестиционной политике" от 2 апреля 1997 года, регламентирующий основные формы областной государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления. Закон предусматривает четыре формы государственной поддержки инвестиций на уровне области: прямое финансирование проектов и программ, их кредитование (предоставление ссуд) за счет областных государственных средств, предоставление инвесторам налоговых льгот и предоставление областных государственных гарантий сторонним инвесторам, финансирующим развитие производства на территории региона. Конкретные механизмы реализации господдержки регламентируются пакетом дополнительных законодательных и нормативных актов. Например, согласно закону Иркутской области, инвестиционный кредит предоставляется инвесторам на срок до трех лет в размере до 50% от стоимости инвестиционного проекта и не более 50% начисленной годовой суммы налогов на прибыль и имущество, зачисляемых в областной бюджет в текущем финансовом году.

В 1998 году Иркутской области был присвоен долгосрочный валютный кредитный рейтинг, который был оценен агентством Standard & Poor`s на уровне общероссийского показателя В+. В период финансового кризиса и в первые послекризисные годы рейтинг Иркутской области снизился до CCC. В июне 2002 года впервые произошло повышение кредитного рейтинга Иркутской области S & P до CCC+. Тем не менее рейтинг области, по мнению S & P, продолжает находиться в категории "аутсайдерских", несмотря на экономический рост, улучшение механизмов управления и контроля, хорошие бюджетные показатели, значительное снижение уровня долга, а также заметный прогресс в крупных инвестиционных проектах.

Занижение кредитного рейтинга Иркутской области приводит к тому, что, несмотря на все усилия областной администрации, за период 1996-2001 годов в экономику области вложено всего 85,2 млн долларов прямых иностранных инвестиций, что составляет лишь 0,36% от всех ПИИ, привлеченных в Россию за это время. Основные вложения идут в электроэнергетику, лесопереработку, связь и производство лекарственных препаратов. Прошлогодние 36,1 млн долларов ПИИ явно недостаточны для оживления экономики такого потенциально экономически мощного региона.

Экономические перспективы Иркутской области оцениваются как среднеблагоприятные. Многое будет зависеть от более энергичной инвестиционной политики областной администрации.

В настоящее время предприятия Иркутской области разработали и предлагают потенциальным инвесторам (в том числе иностранным) более 100 крупных и средних бизнес-проектов в различных сферах. Это освоение минерально-сырьевых ресурсов, заготовка леса и производство изделий из древесины, производство товаров народного потребления, внедрение высоких технологий, переработка сельхозпродукции и производство продуктов питания, создание инфраструктуры и др. объем инвестиций, необходимых для реализации только первоочередных проектов, наиболее значимых для экономики Иркутской области, оценивается более чем в 3 млрд долларов США.

В настоящее время подготовлены к продаже части государственных пакетов акций ряда крупных предприятий области ("Иркутскэнерго", "Востсибуголь", Усолье-Сибирский фармацевтический комбинат и др.).

В Иркутской области открыты крупные месторождения - Ковыктинское (газ), Верхнечонское, Ярактинское, Дулисьминское (нефть, газ). Открытые и разведанные месторождения нефти и газа уже в ближайшее время могут стать реальными эксплуатационными объектами.

Перспективы экономического развития области в значительной степени связаны с освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения - крупнейшего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. По состоянию на 1 января 1997 года запасы газа составляли 869,6 млрд кубометров, что позволяет обеспечить годовой уровень добычи в количестве 20 млрд кубометров - это значительно превосходит потребности регионального рынка (9,0-9,5 млрд кубометров в год). Для освоения месторождений в 1992 году создана компания "Русиа Петролеум", которая является владельцем лицензий на их доразведку и разработку. Крупнейшими акционерами компании с долей в уставном капитале более 5% являются южнокорейская компания East Asia Gas Co., Ltd, АО "Ангарский нефтехимический комбинат", АО "Сиданко", Фонд имущества Иркутской области, АО "Иркутскэнерго".

На первом этапе доразведки Ковыктинского месторождения предполагается прирастить запасы газа до объема 1,5 трлн кубометров, что обеспечит в перспективе добычу газа в объеме 35-40 млрд кубометров и конденсата - 2,3-2,6 млн тонн в год.

Основные показатели освоения месторождения можно охарактеризовать следующими данными:

- горизонт расчета - 23 года;
- суммарные капитальные вложения - 754 млн долларов США;
- срок окупаемости проекта - восемь лет;
- потребность в заемных средствах - 381 млн долларов США;
- срок возврата заемных средств - семь лет.



С учетом экспорта газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона стоимость экспортного варианта проекта превысит 1 млрд долларов США.