Рынок пойдет по пути снижения тарифов

Максим Рубченко
21 октября 2002, 00:00

Так считает заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России" Вячеслав Синюгин

- Будет ли в результате реформы обеспечено надежное тепло- и энергоснабжение населения? И за счет чего?

- Надежность тепло- и энергоснабжения потребителей обеспечивается несколькими мерами. Во-первых, концепция реформирования отрасли предусматривает создание в каждом субъекте федерации гарантирующего поставщика, который обязан будет заключить договор и поставить электроэнергию каждому платежеспособному потребителю, независимо от того, интересен этот потребитель с коммерческой точки зрения или нет. Во-вторых, надежное энергоснабжение будет гарантировано тем, что государство по-прежнему будет иметь полный контроль над сетями. В-третьих, правительственными законопроектами об электроэнергетике, принятыми в первом чтении Государственной думой, устанавливается запрет на "веерные отключения". Под этим термином понимается ограничение (полное и/или частичное) режима потребления не исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии потребителей, приводящее к ограничению (полному и/или частичному) режима потребления иных потребителей электрической энергии, обусловленному технологическими условиями подключения к электрическим сетям. В-четвертых, в законе предусмотрен особый порядок выхода на конкурентный рынок электроэнергии, вырабатываемой ТЭЦ. Это сделано для того, чтобы обеспечить и стабильность работы ТЭЦ, и стабильность теплоснабжения регионов. Этим вопросом очень были обеспокоены представители регионов, теперь он снят.

Рыночный характер отношений между потребителем и производителем электроэнергии сам по себе будет дисциплинировать стороны. Одних заставит своевременно оплачивать услуги энергоснабжения, а вторых - более качественно, без срывов и сбоев такие услуги предоставлять. Ведь в законе так сформулированы нормы, определяющие права и обязательства сторон, что двойное толкование их исключено.

- Повысится ли благодаря реформе инвестиционная привлекательность энергетики?

- В результате реорганизации АО-энерго через выделение обществ по видам деятельности бизнес в энергетике станет прозрачным и тем самым понятным для инвесторов. Росту инвестиционной привлекательности будет способствовать межрегиональное укрупнение сетевых и генерирующих компаний на втором этапе реформирования.

Создание рыночных отношений в отрасли в результате реформы приведет к изменению системы ценообразования. Рыночный механизм формирования цены исключит такое понятие, как "дефицитный тариф", когда себестоимость производства электроэнергии ниже отпускной цены, устанавливаемой государством. В итоге энергетика станет прибыльным видом бизнеса. Да и само становление конкурентной среды в отрасли будет мотивировать руководство энергокомпаний повышать эффективность своей финансово-хозяйственной деятельности.

Важная задача - необходимо конкретизировать норму возврата на капитал. Эта норма должна быть четко прописана, должна быть понятна инвесторам. Должен быть понятен и механизм ее реализации: как устанавливается процент возврата на капитал, в каких случаях он работает, на какой срок он устанавливается, каковы гарантии, что инвестор, вложивший капитал, не потеряет его, а вернет с той нормой дохода, о которой он договорился. Это и будет самой главной гарантией того, что инвесторы придут в энергетику.

- Возникнут ли конкурентные отношения в энергетике и в каких именно секторах?

- В электроэнергетике есть заведомо конкурентные виды деятельности - производство и сбыт энергии, но есть и такие, в которых конкуренция не предполагается, - транспортировка энергии по сетям и диспетчеризация. Цель реформирования - внедрить рыночные отношения в конкурентном секторе и усилить государственный контроль в монопольном. Что и было зафиксировано постановлением правительства номер пятьсот двадцать шесть.

Конкурировать на рынке генерации электроэнергии будут генерирующие компании. В настоящее время проект постановления, определяющий состав генерирующих компаний, находится на утверждении в правительстве РФ. Каждая ОГК объединит электростанции, расположенные в различных регионах. Это исключит саму возможность, что генерирующие компании превратятся в региональные монополии. Гидро- и тепловые станции будут объединены в разные компании, с тем чтобы не допустить перекрестного субсидирования производителей дешевой энергии и производителей более дорогой.

Развитие конкуренции неизбежно и в секторе сбыта электроэнергии. В каждом регионе будут конкурировать между собой несколько сбытовых компаний - по таким параметрам, как уровень цен и качество предоставляемых потребителям услуг.

- Будут ли в перспективе снижаться тарифы на тепло- и электроэнергию и почему?

- Здесь уместно сослаться на мировой опыт. Мы проанализировали процесс либерализации отрасли в разных странах - и ближнего, и дальнего зарубежья. Опыт показывает, что в момент старта реформ рынок всегда испытывает некоторые колебания, а затем появляется тенденция к снижению цен, причем по такому алгоритму действуют рынки всех стран. Думаю, что Россия не будет исключением. Задача проектировщиков рынка электроэнергии и политиков - разработать такой механизм запуска рыночных отношений в энергетике, чтобы колебания цен были минимальными. Необходимо добиться и того, чтобы малообеспеченные граждане в минимальной степени почувствовали рост тарифов. Это вполне реально сделать с помощью механизма жилищных субсидий, который существует уже сейчас и вполне работает. Когда рынок нормально спроектирован, то со временем он, конечно же, пойдет по пути снижения тарифов. Если только политики не внесут в него слишком много корректирующих дополнений.