Кандидаты с востока

Петр Михальчук
28 октября 2002, 00:00

Ни одна из десяти стран - кандидатов на вступление в Евросоюз пока не удовлетворяет жестким требованиям ЕС ни в вопросах финансово-бюджетной политики, ни в сфере сельского хозяйства

Ирландия, последние пятнадцать месяцев державшая в напряжении всю Европу, сказала "да" дальнейшему расширению Евросоюза. Со второй попытки на общенародном референдуме, состоявшемся 19 октября, за ратификацию Ниццкого договора проголосовало 63% участвовавших. Первое голосование было проведено в июне 2001 года, и его результат был прямо противоположным - тогда 54% голосовавших высказалось против расширения ЕС.

Договор, подписанный во французской Ницце в декабре 2000 года, создал фундаментальную основу для присоединения десяти стран Восточной и Центральной Европы к ЕС. Чтобы договор вступил в силу, требовалась ратификация его всеми без исключения пятнадцатью странами Евросоюза. Четырнадцать стран соглашение уже ратифицировали, и дальнейшая судьба единой Европы зависела от того, как проголосуют ирландцы.

Результатов референдума с тревогой ожидали и в странах - членах ЕС, и в странах-кандидатах, и в самой Ирландии. "Я горячо приветствую чрезвычайно важное решение ирландского народа, которое свидетельствует о его приверженности Европейскому союзу и позволит нам ратифицировать Ниццкий договор", - заявил премьер-министр Ирландии Берти Ахерн. Одобрили выбор ирландцев лидеры ведущих стран ЕС - Германии и Франции. Довольны, естественно, и те, кому дан зеленый свет на пути в единую Европу. Общее настроение "новобранцев" выразил премьер-министр Польши Лешек Миллер - он пообещал в случае удачного исхода референдума выпить стаканчик "Гинесса" и спеть "Я люблю тебя, Ирландия".

Ирландская ловушка

Успех противников Ниццкого соглашения на референдуме в Ирландии в июне прошлого года заставил правительство страны и Еврокомиссию глубоко задуматься. Ведь во многом сторонники расширения Европы потерпели поражение потому, что оппозиционные силы (партия "зеленых", "Шинн Фейн", Альянс за мир и нейтралитет, "Национальная платформа") запустили "страшилку": дескать, ратификация договора неизбежно приведет к тому, что ирландские власти вынуждены будут отойти от традиционной политики военного нейтралитета, которого страна придерживалась с 1921 года, с момента создания независимого государства. Правительство Ирландии, всеми силами стараясь избежать негативного исхода голосования, при котором ему грозила отставка, учло желание граждан сохранить военный нейтралитет страны и пообещало внести в конституцию поправку, которая гарантирует, что Ирландия не будет участвовать в европейской политике безопасности и обороны.

Что же до других аргументов противников Ниццких соглашений - уменьшение финансирования ирландских фермеров из кассы ЕС, массовый наплыв иммигрантов из Восточной Европы, потеря страной веса в евроструктурах, то их правительство подавило с помощью мощной пиар-кампании, проведенной при поддержке Брюсселя. Именно этого, по мнению экспертов, и не хватило для того, чтобы ратифицировать Ниццкий договор с первой попытки. Перед нынешним же референдумом премьер-министр Берти Ахерн предельно четко сформулировал самую его суть: "Пошлют ли ирландцы к черту семьдесят пять миллионов человек, жаждущих вступления в ЕС?"

Еще сильнее драматизировал ситуацию президент Европейской комиссии Романо Проди - он заявил, что ирландское "нет" приведет к "катастрофе и невозможности расширения Евросоюза". Не отставали от шефа и другие представители Брюсселя, в один голос заявляя, что "нет" ирландцев вызовет грандиозный экономический и политический кризис в Европе. Не поскупились в ЕС и на финансирование пиар-кампании. Как утверждает Энтони Кофман, профессор ирландского университета "Тринити колледж" и лидер "Национальной платформы", на кампанию за ратификацию договора денег пошло в двадцать раз больше, чем на кампанию его оппонентов.

Столь мощное информационное давление принесло плоды. На участки для голосования пришло около 50% имеющих право голоса (в первый раз - всего 35%), за расширение ЕС высказалось 63% голосовавших. Эти результаты ярый противник ратификации договора Энтони Кофман назвал "черным днем для демократии в Европе и Ирландии". Сторонники же единой Европы оценивают итоги референдума не иначе как "извлечением последнего камня из Берлинской стены".

Впрочем, радоваться триумфальному расширению ЕС рановато. По мнению ведущих политологов, ратификация Ниццких соглашений - лишь первый шаг на пути дальнейшего объединения. Впереди самое главное - процесс согласования интересов стран-кандидатов и старожилов ЕС. И здесь, судя по всему, развернутся нешуточные баталии. Недаром Голландия, Австрия, Испания, Германия и другие страны заявили, что намерены ужесточить свою позицию в отношении "новичков". В первую очередь речь идет о дележе финансовых потоков и о финансовой дисциплине. Не менее острые баталии предстоят и по вопросу, насколько приоткрывать и приоткрывать ли вообще ворота ведущих стран ЕС для иммигрантов из стран Восточной и Центральной Европы. Именно эти вопросы оказались в центре внимания на состоявшемся в Брюсселе в конце прошлой недели очередном раунде предварительных согласований, посвященном расширению ЕС.

Все еще только начинается

Еще накануне брюссельской встречи министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер дал понять, какой вопрос будет ключевым. "Переговоры относительно финансовых деталей нового соглашения будут очень тяжелыми", - заявил он.

Спор идет о том, в каком объеме выделять субсидии промышленности и фермерским хозяйствам, как финансировать развитие инфраструктуры в странах Восточной Европы - на эти цели потребуется, по разным прогнозам, от 40 до 60 млрд евро. Интересы старожилов ЕС и стран-кандидатов в этом вопросе, естественно, существенно разнятся. "Маленькие" страны уже потеряли, согласно Ниццкому договору, право "равного" голоса с "великанами" Евросоюза и теперь опасаются, что вслед за этим они понесут и ощутимые финансовые потери.

Так, весьма обеспокоено возможными последствиями расширения ЕС правительство Португалии. В Восточной Европе, полагают в Лиссабоне, более дешевая рабочая сила, и вкупе с достаточно высоким уровнем образования населения это может негативно сказаться на португальских компаниях, поскольку им трудно будет конкурировать с компаниями Венгрии, Польши и Чехии. Всерьез опасаются португальцы и того, что Еврокомиссия в связи с расширением ЕС станет выделять все меньше средств на развитие страны. Австрия, Испания и Нидерланды выступают за то, чтобы заблокировать компаниям-"новобранцам" облегченный режим вступления на европейский рынок.

Не меньше разногласий и по финансированию аграрного сектора. Так, Германия, Нидерланды, Англия и Швеция выступают за пересмотр условий распределения сельскохозяйственных субсидий среди стран ЕС - старожилы ЕС не горят желанием делиться деньгами со странами Восточной Европы. В соответствии с предварительными договоренностями страны-дебютанты в первые годы будут получать только четверть от той суммы субсидий, что получают сегодня нынешние члены организации. Постепенно размер субсидии и "новичкам" доведут до 100%, но на это потребуется десять лет, не меньше.

Еще одна "конфликтная" точка - вопросы миграции. Германия и Австрия, например, ратуют за то, чтобы полномасштабную миграцию рабочей силы из стана "новичков" разрешить не раньше, чем через семь лет, и активно лоббируют идею установить "переходный" период. На такую постановку вопроса весьма негативно реагируют потенциальные "иммигранты" - у граждан стран Восточной Европы в отличие от их правительств вступление в ЕС особого энтузиазма не вызывает. Уже сейчас известно, что позицию граждан Польши и Венгрии на грядущих референдумах по вступлению в единую Европу предопределит как решение вопроса миграции, так и объем финансовой помощи со стороны Еврокомиссии.

Главная же проблема в том, что и полноправные, и потенциальные члены ЕС признают, что практически ни одна страна-кандидат пока не готова удовлетворить требования ЕС в финансово-бюджетной политике. Речь идет о дефиците госбюджета - по условиям ЕС он должен составлять не более 3%. А у той же Польши дефицит бюджета свыше 25%, у Чехии - 7,6%, у Словакии - 5%. Так что по вопросам финансовой дисциплины и субсидий сельскому хозяйству стороны будут договариваться вплоть до саммита ЕС, который состоится в нынешнем декабре в Копенгагене, тогда, судя по всему, и будут окончательно утверждены условия расширения Евросоюза.