Хроника объявленной смерти

28 октября 2002, 00:00

В выставочном зале ГМИИ им. Пушкина на Арбате галерея "Ковчег" открыла выставку фоторабот Александра Потресова "Гибель Арбата", посвященную печальному юбилею - сорок лет назад в Москве началось строительство Калининского проспекта.

Трудно сегодня найти человека, который сказал бы доброе слово о Новом Арбате. Одни презирают "вставную челюсть Москвы" за убожество архитектуры, другие ненавидят за то, уничтожен уникальный исторический район - стертую тогда с карты города всеми любимую Собачью площадку старые москвичи не могут простить Хрущеву до сих пор.

В том, что проспект был прорублен "по живому", нет ничего удивительного. После поездки на Кубу насмотревшийся на новое строительство в Гаване Хрущев загорелся идеей осовременить старую Москву. А автор проекта Калининского проспекта Михаил Посохин принадлежал к тому типу советских архитекторов, которые умели строить, только снося все вокруг.

Арбатские кварталы уничтожались бесследно - даже без фотофиксации. Потому архив фотографа Александра Потресова и приобрел такую ценность. Шестьдесят снимков, впервые выставленных в Музее имени Пушкина, - это своего рода "хроника объявленной смерти". Потресов жил на Большой Молчановке и снимал арбатские переулки еще до того, как пошли слухи о грядущих переменах. Когда же во дворах появились первые геодезисты, фотограф стал снимать регулярно и оставил нам около полутора тысяч негативов, запечатлевших крушение старого Арбата.

Эта выставка - не просто повод вспомнить и пожалеть старую Москву. Она заставляет еще раз усомниться в расхожем представлении об "оттепели" как о времени, когда в едином порыве романтически настроенные строители новой жизни без сожаления прощались с прошлым. На самом деле и в 60-е за старину боролись как могли. Иначе Калининский проспект, как и предполагалось, дотянули бы до самого Кремля и еще от одного квартала Москвы остались бы только фотографии.