Лондонский воевода

28 октября 2002, 00:00

В день выступления Лондонского филармонического оркестра, которым дирижировал Владимир Ашкенази, Московскую консерваторию брали штурмом. Дмитрий Аяцков и Игорь Крутой прорывались с парадного входа, как простые смертные, в то время как десятка два безбилетников взбирались по строительным лесам в окна. Из-за всеобщей неразберихи концерт немного задержали, но двадцать минут не срок: этого события Москва ждала много лет.

Владимир Ашкенази - живая легенда советской пианистической школы. Его отец тоже был известным пианистом, только не классическим, а эстрадным - он аккомпанировал, например, Клавдии Шульженко. Но сын всякого намека на эстрадность избегал: учителем его был Лев Оборин, вопреки модному тогда романтизму предпочитавший суховатые и выверенные интерпретации, и Ашкенази унаследовал эту манеру. В 1962 году он получил мировую известность, став победителем Конкурса имени Чайковского. А еще через год эмигрировал. Оказавшись на Западе, один из лучших пианистов мира решил пойти в дирижеры, хотя до того толком даже не знал, как держать палочку. В учениках Ашкенази ходил недолго - скоро он превратился в сильнейшего дирижера, легко манипулирующего лучшими оркестрами мира. Например, Лондонским филармоническим, с которым Ашкенази и приехал в Москву.

Программа, представленная 22 октября в БЗК, отличалась привычным для Ашкенази своеобразием. Он исполнил не самые популярные произведения - Вторую симфонию Сибелиуса, Двадцатый концерт Моцарта (в котором выступил и как пианист) и полузабытую балладу Чайковского "Воевода".

Такого мы не слышали давно. Наши оркестры прячут - порой весьма удачно - внутреннюю расхлябанность за внешними эффектами. Ашкенази и в роли дирижера оказался верен себе: скупые и властные жесты, сверхъестественная власть над тембрами, точные интерпретации. Особенно ярко прозвучал фортепианный концерт. Хлопали, впрочем, не столько Моцарту, сколько Чайковскому, которого сам Ашкенази не сразу решился играть с чужеземными музыкантами в России. Хорошо, что решился. Под его руководством англичане устроили прекрасный мастер-класс для наших оркестров.