Неликвидные "тушки" на миллиард долларов

28 октября 2002, 00:00

В прошлой вторник гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) Александр Рубцов подписал соглашение с руководителем ульяновского завода "Авиастар-СП" Виктором Михайловым о строительстве 46 новых самолетов Ту-204.

По условиям договора ИФК совместно с НРБ, Российским банком развития, Внешэкономбанком и Внешторгбанком вложит в ульяновское предприятие в течение пяти-шести лет почти миллиард долларов. Именно столько стоят сорок шесть туполевских машин с отечественными двигателями и бортовым оборудованием. При этом руководитель ИФК особо подчеркнул, что реализация этого проекта на "Авиастаре" будет вестись параллельно с выполнением заказов египетской Sirocco, которая строит в Ульяновске те же Ту-204, но оснащаемые британскими двигателями и американской авионикой. В обмен на инвестиции господин Рубцов хотел бы получить в доверительное управление своей компании 73,5% акций "Авиастар-СП", которые находятся в собственности ОАО "Туполев".

Похожую сделку Александр Рубцов в ближайшее время намерен провернуть и с другим российским производителем гражданских самолетов - Авиационным комплексом имени Ильюшина, который сейчас строит для ИФК восемь самолетов Ил-96. После формирования (в марте 2003 года) ОАО "Корпорация Ильюшин", куда помимо одноименного авиакомплекса войдут Воронежский авиазавод и Межгосударственная авиакорпорация "Ильюшин", ИФК должна получить в собственность 49% акций новой корпорации, при этом контрольный пакет акций сохранится в собственности государства.

Стремление руководителя крупнейшей авиализинговой компании России жестко контролировать отечественные авиазаводы хорошо понятно. Сейчас оба предприятия, в которые будет инвестировать ИФК, переживают глубокий кризис и в любой момент могут быть объявлены банкротами. Их суммарные долги оцениваются более чем в 5 млрд рублей, и любые средства, поступающие на их счета, тут же будут списаны в пользу кредиторов. Получив контроль над оперативным управлением заводов, Александр Рубцов наверняка постарается применить такую схему финансирования, которая позволит избежать погашения кредиторской задолженности из инвестируемых средств. Неясным только остается, кому ИФК собирается сдать в лизинг столько самолетов. Если с реализацией восьми ильюшинских машин дела обстоят неплохо - шесть самолетов возьмет "Аэрофлот" и еще два - "Атлант-Союз", то со сбытом туполевских машин скорее всего возникнут трудности. Из заявленных в программе строительства 46 самолетов Ту-204 у ИФК есть покупатели только на шесть: два лайнера приобретет "КрасЭйр" и четыре - "Сибирь". Хотя обе эти компании в течение года неоднократно заявляли о готовности увеличить заказы на Ту-204 ("Сибирь" даже подписала ни к чему не обязывающий опцион на покупку 30 новых "тушек"), сейчас их руководители все более стали склоняться к приобретению западной техники. Так, по нашей информации, руководство "КрасЭйр" договорилось о приобретении лайнеров Boeing-767, а "Сибирь" - самолетов A-310. Других же руководителей богатых российских авиакомпаний, замеченных в симпатии к Ту-204, пока не наблюдается.