Театральный фаст-фуд

Культура
Москва, 04.11.2002
«Эксперт» №41 (347)

Роман Козак поставил в подведомственном ему Театре им. Пушкина пьесу по роману Айрис Мердок "Черный принц". Казалось бы, чего проще. Романы Мердок с их философскими рассуждениями, лирическими отступлениями и рефлексирующими героями как нельзя лучше соответствуют вкусам зрителей с высшим образованием - а таких по-прежнему большинство среди театралов. Актерам обычно не составляет труда вжиться в образы - интеллигенты Мердок ничем, в сущности, не отличаются от интеллигентов Чехова. Александру Феклистову в главной роли нужно было сыграть энглизированного дядю Ваню, а Оксане Мысиной - романтизированную Елену Андреевну, чтобы "Черный принц" стал вполне культурным спектаклем.

Для этого требовалось совсем немного: чтобы артисты вспомнили то, чему их учили в театральных вузах. Психологически изощренная проза Мердок требует добротного вживания в образы, веры в предлагаемые обстоятельства и непосредственности реакций. Но из всей команды актеров, собранной Козаком, играть по старинке, "по Станиславскому", умеет только двадцатилетняя Александра Урсуляк. Остальные, народные и заслуженные, ведут себя так, словно халтурят в антрепризе - громко кричат, искусственно хохочут, жирно акцентируют ударную реплику.

Невозможно поверить, что Александр Феклистов, неуклюже пошевеливающий лицевыми мускулами в надежде развеселить зал, когда-то слыл самым утонченным актером девяностых. Что Оксана Мысина, выкрикивающая реплики, как ротный на плацу, совсем недавно с потрясающей достоверностью перевоплощалась в Катерину Ивановну в спектакле Камы Гинкаса "К. И. из 'Преступления'". Такое впечатление, что психологический театр тихо-мирно скончался, уступив место приемам, с помощью которых артисты развлекали публику в позапрошлом веке.

Роман Козак подыгрывает своим артистам. Этот "Черный принц" поставлен не режиссером, придумавшим "Эмигрантов" - культовый спектакль конца восьмидесятых, а ударником антрепризы, умеющим ставить быстро, дешево и сердито. Сюжет летит на всех парах: герой Феклистова, бывший налоговый инспектор и начинающий писатель, в мгновение ока успевает разругаться с бывшей женой (Елена Новикова), провести ночь с женой друга (Оксана Мысина) и влюбиться в дочь друга (Александра Урсуляк). Все бегают по сцене, торопливо выкрикивая текст. Ездит туда-сюда декорация, изображающая кирпичную стену. Быстро, быстро, как только возможно, еще быстрее.

Скупое очарование прозы Мердок кроется в оттенках улыбки, игре интонации. Эту изысканную стряпню доктора философии Театр им. Пушкина превратил в фаст-фуд. Быстро, дешево и совершенно неудобоваримо.

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (347) 4 ноября 2002
    Терроризм
    Содержание:
    Опозоренный "меч ислама"

    Кровавая авантюра с захватом заложников в Москве не оставила России никаких возможностей мирного урегулирования чеченского конфликта

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама