Невский плацдарм

Спецвыпуск
Москва, 04.11.2002
«Эксперт» №41 (347)
У Санкт-Петербурга колоссальный инвестиционный потенциал, но его еще только предстоит задействовать

Уникальная история и уникальное географическое положение, образованное население, развитая промышленность, наука, образование и культура - все это гарантирует славное будущее в рыночной экономике. Сейчас это самый большой нестоличный мегаполис в Европе и второй по величине город России, его население около 4,6 млн человек. Петербург находится на пересечении морских и речных путей и наземных магистралей, как и задумывал Петр Великий, он по-прежнему европейские ворота России.

Наше наследство

Благодаря своему уникальному географическому положению - с одной стороны, близость наиболее развитых районов России, с другой стороны, граничит с Европейским союзом - Петербург стал узловым центром российских и международных грузоперевозок. Здесь сложилась полноценная система всех видов транспорта - железнодорожного, морского, речного, автомобильного, авиационного и трубопроводного. Через город проходит международный транспортный коридор N9 Север-Юг (от сухопутной и морской границы с Финляндией - через Москву на Новороссийск и Астрахань, далее в страны Азии). Водный путь "Волго-Балт" соединяет Каспийское и Черное моря с Балтийским. В город поступает значительная часть грузов, перевозимых по Транссибирской магистрали из Европы на Дальний Восток и обратно. Рынок грузоперевозок, и прежде всего железнодорожных (более 50% общего объема), развивается в городе достаточно бурно.

Сейчас через Северо-Запад России, а его транспортный центр, конечно же, Санкт-Петербург, осуществляется около 35% импортных и 25% экспортных перевозок России. Ведущими предприятиями этой отрасли помимо ГУП "Октябрьская железная дорога" являются транспортно-экспедиторская компания ЗАО "Евросиб СПб" и ОАО "Северо-Западное пароходство" - крупнейший оператор "Волго-Балта".

Преодолев период экономических трудностей, стремительно наращивает обороты Большой порт Санкт-Петербурга. По прогнозам, объем переработки грузов стивидорными компаниями в его акватории в этом году составит около 40 млн тонн, что выше показателей и Таллинского, и Вентспилского портов. Грузооборот Большого порта вырастет в этом году на 11% по сравнению с предыдущим. Постепенно порт Санкт-Петербурга становится крупнейшим на Балтике. Протекционистская политика российского правительства (в сфере железнодорожных тарифов), ускоренная модернизация портовой инфраструктуры (ее темпы значительно превышают запланированные) и хорошо продуманная организация зимних навигаций позволяют рассчитывать, что и впредь Большой порт Санкт-Петербурга будет увеличивать отрыв от основных конкурентов.

Уже в конце XIX века Петербург стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Ведущие отрасли экономики города - пищевая промышленность, машиностроение, металлообработка и электроэнергетика. В каждой отрасли есть свои гиганты, нередко они являются и лидерами российского рынка.

Успешное развитие пищевой отрасли связывают прежде всего с питерским пивоварами, их несомненный лидер - ОАО "Пивоваренная компания 'Балтика'". Сегодня на ее долю приходится около

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (347) 4 ноября 2002
    Терроризм
    Содержание:
    Опозоренный "меч ислама"

    Кровавая авантюра с захватом заложников в Москве не оставила России никаких возможностей мирного урегулирования чеченского конфликта

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама