Утка с автографом

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков журнала «Эксперт»
4 ноября 2002, 00:00

Экономически успешным может быть только тот ресторан, где умеют устанавливать контакт с гостями, считает известный московский ресторатор Владимир Павлов

В Москве ежемесячно открывается более десяти новых ресторанов. К концу года, по имеющимся прогнозам, емкость столичного ресторанного рынка составит около 3 млрд долларов, что на 40% больше, чем в прошлом году. Многие столичные рестораны даже в будний день заполнены на 70-80%, а в наиболее популярных заведениях почти всегда предложат подождать, пока освободится столик.

Сумасшедшие темпы роста ресторанного бизнеса уже стали причиной кадрового голода, который испытывают практически все рестораторы. "Ресторанов становится много, профессиональных кадров мало, - говорят они, - проблема со всеми: директорами, шеф-поварами, официантами". Создает рестораторам сложности и российская специфика потребления: качество предоставляемой ресторанной услуги у нас во многом оценивается не кухней и не предлагаемым меню, а той атмосферой и тем уровнем сервиса, которые ресторан обеспечивает.

О том, каким должен быть этот сервис, кто и как нас должен обслуживать, корреспонденту "Эксперта" рассказал Владимир Павлов, совладелец трех ресторанов: "Конкорд", "Печки-лавочки" и "Автограф". До того как стать ресторатором, г-н Павлов, выпускник МВТУ им. Баумана, был владельцем кадрового агентства для рестораторов "Владокс", менеджером ночного клуба "Арлекино", директором ресторана "Эльдорадо". Наш собеседник считает, что для успеха на этом рынке четко и правильно организованная работа персонала намного важнее, чем эксклюзивная кухня.

Сарафанное радио

- В Москве открывается большое число новых ресторанов. Откуда берут персонал для них?

- Дефицит квалифицированных кадров - колоссальная проблема рынка. Нужны все - повара, официанты, менеджеры, директора. В Москве сейчас есть только одно учебное заведение, где готовят квалифицированных поваров и официантов - колледж "Царицыно". Но это - капля в море.

- А как ищут персонал?

- Те рестораторы, кто давно на рынке, как правило, закрывают все свои позиции без рекламы и без услуг рекрутинговых компаний. Во-первых, ключевые вакансии они могут закрывать за счет обучения и повышения квалификации уже имеющегося персонала. И, во-вторых, рестораторы с опытом набирают персонал через собственные связи и знакомства. Когда мне нужен был шеф-повар в "Конкорд", я обзвонил всех иностранных поваров в Москве, с которыми я лично знаком, и попросил их помочь мне найти иностранного шефа. Десять процентов из тех, с кем я говорил, предложили мне самих себя, еще десять процентов предложили кого-то из своих знакомых. В итоге получился большой круг людей, которые готовы были пройти это собеседование. Такой способ поиска наиболее эффективен: сегодня ресторанный рынок у нас уже достаточно профессиональный, и все его участники общаются между собой.

- Что же делать тем, кто только начинает этот бизнес?

- Единственный грамотный путь начать этот бизнес - найти опытного управляющего или директора, которого вы знаете, проекты которого вы можете оценить, у которого есть связи на рынке.

- Что для вас самое важное при отборе специалиста?

- Его предыдущее место работы. Название ресторана, в котором он раньше работал, или имя хозяина этого ресторана для меня означают многое. Если ко мне приходит человек Новикова или Деллоса, я всегда несколько настороженно это воспринимаю. При том что компании у этих рестораторов большие и они могли упустить человека, не обратить на него внимания, я изначально не думаю, что это непризнанный гений. Если это качественный человек, они его не упустят.

Потом важен сам диалог с соискателем места. Вот, например, в ресторане "Максим", когда он только открылся в Москве, на протяжении полугода было страшное, дикое воровство, и вся профессиональная тусовка это знала. Рассказывали историю: официант приходит на кухню и говорит: "Даже не знаю, что мне взять". "Возьми краба, - говорит ему совершенно рядовой повар, - вот пришел канадский краб, очень классный". "Я его вчера ел, не хочу, надоело все", - отвечает официант.

Так вот, если ко мне приходил человек оттуда и говорил, что его не устраивает работа, потому что приходится воровать, то я к нему относился с доверием. Если человек говорит мне, что зарплата маленькая, чаевые никакие, денег не хватает, я понимаю, что человек, который ко мне хочет прийти, планирует воровать - однозначно. Или другой пример. Если ко мне придет человек из ресторана "Марио" и скажет, что ему там надоело работать, у него проблемы с зарплатой, с доходами, то я ему, естественно, не поверю. Я знаю, что в "Марио" сегодня достаточно много клиентов, хорошие чаевые, официанты там годами работают и готовы в будущем устроить туда своих детей. Я понимаю, что этого человека, скорее всего, выгнали. Более того, я его не возьму еще и потому, что это наверняка заевшийся, избалованный официант, который уверен, что чаевые не от сервиса зависят, а от того, придет ли сегодня этот дяденька или тот. Мне лучше взять персонал, который я могу убедить, что чем лучше работаешь, чем лучше качество обслуживания, тем больше чаевые. А этого уже не убедишь, он считает, что качество обслуживания вообще не важно.

Главный артист

- По каким параметрам вы оцениваете качество обслуживания в ресторане?

- По профессиональным навыкам работающих в нем людей. Каждый ресторан успешен за счет какой-то фигуры в нем. Когда ты работаешь в этом бизнесе, ты знаешь, что этот ресторан успешен за счет директора, тот - за счет хозяина, тот - за счет сомелье, шеф-повара и прочих.

- И что должно быть в этой фигуре?

- В ресторане кто-то должен быть артистом. Люди начинают ходить не просто в ресторан, а к нему. Если в ресторане нет артиста - это неправильный ресторан.

- А в чем состоит этот артистизм персонала? Давайте начнем с самых главных фигур - управляющего или директора.

- Я разделяю директоров и управляющих. Управляющий (очень часто им бывает сам владелец ресторана) - это человек, который отвечает в ресторане за все, он самостоятельно решает стратегические и тактические задачи, принимает финансовые решения, отвечает за конечную прибыль. Что касается директора, то это - исполнитель, который делает то, что решат учредители или управляющий. Тем не менее я считаю, что лицо ресторана - это директор. Владелец, например тот же Новиков с его тремя десятками ресторанов, физически не в состоянии успевать быть везде.

Директор - это актер, он должен как можно больше времени быть в зале, с гостями, а не сидеть где-то в офисе. Он встречает гостей, общается с ними, рекомендует какие-то блюда. Он может что-то презентовать, предложить бесплатный десерт, рюмочку того, рюмочку этого - это очень сильно привлекает клиентов. Я от директоров всегда хочу, чтобы его знали все гости и он знал многих. Я всегда спрашиваю своих директоров, особенно если ресторан уже долго существует: вот сидят люди в зале, кого ты знаешь?

- Он что, спрашивает, как кого зовут?

- Вы сами скажете, как вас зовут. Люди очень контактны, если вы умеете с ними разговаривать, они с удовольствием будут с вами общаться. Директор может не представляться, но через некоторое время вы сами подумаете, кто это такой? Потому что он ходит между всеми столиками, с кем-то шутит, здоровается, целуется. Через некоторое время он с вами уже знаком: вы его уже знаете, он по каким-то признакам будет вас знать. Он может кому-то сказать: "Ребята, вы помните, прошлый раз спрашивали про это вино, сейчас я притащу эту бутылку". Понимаете, это фокусник. Но такой человек - редкость. В большинстве московских ресторанов в лучшем случае к вам в конце вечера подойдет метрдотель и нудно спросит, вкусно было или невкусно.

Я вспоминаю восхитительную ситуацию в известном парижском ресторане La Tour D`argent. Это ресторан-легенда, с высокой кухней и великолепным, на полмиллиона бутылок, винным погребом. В основном его посещают туристы. На стенах висят автографы великих мира сего, много всяких легенд с ним связано. Действо там начинается часиков в семь - ресторан вечерний, все столики бронируются заранее. За полчаса ресторан полностью заполняется. Только начинают подавать холодные закуски, в ресторан выходит хозяин, ему лет семьдесят, может, даже больше. Он идет от столика к столику, со всеми здоровается, желает приятного аппетита. Как профессионал, я вижу, что он - уже чистый актер, в работе ресторана он уже мало на что обращает внимание. Видно, что он давно ничем не руководит, он просто лицо ресторана. Официанты тоже не обращают на него никакого внимания, более того, он им даже мешает, путается под ногами. Вот он подходит к нам, смотрит на меня и говорит: как я рад видеть вас снова в нашем ресторане (а я там был первый раз), вы так давно у нас не были и прочее. Я понимаю, расчет на то, что, если человек действительно там бывал, он будет потом рассказывать: надо же, хозяин меня помнит. А если не был, то подумает, что, мол, вот сумасшедший старик, но все равно это запомнит. Так он проходит и исчезает из зала. Потом начинается второе действие. В этом ресторане есть фирменное блюдо - жареная утка. К ней выдается жетон с номером утки, которую вы съели, открытка и еще куча всего. У утки номер уже близкий к миллиону - счет ведется с тысяча восемьсот девяностого года, сразу сообщается, кто из великих какую по номеру утку ел. Когда дают утку, хозяин появляется опять и говорит примерно следующее: как вам повезло, вот вы едите наше блюдо, которое готовится так-то и так-то, утку кормили тем-то и тем-то. В результате на это блюдо "разводят" почти каждый столик, причем это одно из самых дорогих блюд меню - стоит оно долларов сто сорок-сто шестьдесят. Понимаете, на этом все построено: вам его обязательно порекомендуют. И почти обязательно вы эту утку возьмете, потому что это - легенда.

И третий раз хозяин выходит, когда гости уходят. Он стоит на выходе, жмет всем руку, чего-то желает, провожает. Это то, как должно быть, это правильно, это очень здорово.

- А на российском рынке такие директора есть?

- Примером таких директоров для меня были два иностранца - швейцарец Дольф Михель (он когда-то открывал и руководил ресторанами "Театро" и "Ангеликос") и итальянец Энрико, не помню его фамилию, из затрапезного московского ресторана "Верона". Из русских, пожалуй, это Александр Нечаев (рестораны "Эльдорадо", "Годунов", "Зин") и Игорь Марков (рестораны "Театро", "Монте Карло", "Ангеликос").

Зверюга с улыбкой до ушей

- Хорошо, с директором понятно. Следующая позиция - это менеджер зала, или метрдотель. Какие у него должны быть артистические способности?

- Менеджер зала - это директор в будущем. Не поработав менеджером зала, быть директором, с моей точки зрения, нереально и неправильно. У него фактически те же самые функции, что и у директора в зале, только директор занимается этим эпизодически - он не может быть все время в зале, у него еще масса других задач, прежде всего хозяйственных, а вот менеджер зала - именно тот человек, на котором держится вся атмосфера и все управление процессом.

Менеджер - это непосредственный руководитель официантов. Это человек, который "с улыбкой до ушей" в зале, и с "кривой рожей" - вон там, в подсобке. Это "зверюга", по большому счету. Но ты не увидишь этого лица: гостю должно казаться, что все делается легко и непринужденно. Это должен быть человек очень жесткий по натуре, умеющий требовать от всего персонала беспрекословного и безукоризненного выполнения всех своих распоряжений. Представьте переполненный ресторан, когда надо быстро и четко принимать решения. Это дирижер, который знает, какой официант что должен делать в каждую минуту, за каким столом что происходит. Это виртуоз. Идеальный вариант, когда менеджер зала может выступать еще и в роли сомелье, но это уж совсем редкий случай.

- А какие у него обязанности по отношению к гостям?

- Встреча гостей - это для него самое главное. От того, как гостей встречают в ресторане, зависит многое. Приятнее, когда это делает не официант, а менеджер или директор, который говорит: "Добрый вечер, пожалуйста, проходите, мы очень рады вас видеть, вот вам удобный столик" и так далее. За какой бы столик вы гостей ни сажали, вы всегда всем своим видом демонстрируете, что он самый удобный в ресторане. Менеджер сам рассаживает гостей, но гость должен считать, что он сам выбрал столик. Если менеджер не в состоянии всех гостей провести и усадить сам (например, он уже кому-то наливает вино), встретить их глазами он обязан и в считанные доли секунды должен успеть отдать команду, опять же глазами, конкретному официанту. Но официанты должны этот взгляд поймать и понять. Когда я работал менеджером зала в "Арлекино", в котором, на минуточку, шестьсот посадочных мест, я от всех своих официантов требовал, чтобы они ежесекундно искали меня глазами в зале. Менеджер должен прежде всего научить официантов чувствовать его, понимать, что весь коллектив - это один ансамбль.

От менеджера многое зависит. Конечно, если у вас отвратительная кухня, вы вряд ли что спасете. Но если у вас ошибка на кухне или ошибка в сервисе, то менеджер элементарно может спасти ситуацию.

- Судя по тому, что нас не всегда так встречают в ресторанах, квалифицированных менеджеров не так много?

- Да, это так. Если есть такой менеджер, то тогда и директор-артист не нужен. Казалось бы, все очень просто, а научить этому не возможно. Это либо у человека внутри, либо он вообще не в состоянии это делать. У меня есть блестящий менеджер зала - Наташа Крюкова - в ресторане "Печки-лавочки". Когда она в настроении, она работает восхитительно. Ресторан нередко бывает переполнен, а ей, например, необходимо посадить вновь пришедших гостей. Делает она это виртуозно: она может за вечер одних и тех же гостей пересадить три раза, и ни у кого не будет недовольства. Кстати, это отражается и на финансовом результате: эффективность работы Наташи на десять-пятнадцать процентов выше, чем в другой смене.

- А менеджеры откуда берутся? Из официантов?

- Необязательно. У Андрея Деллоса в кафе "Пушкинъ" есть директор Александр Зайцев, который начинал с менеджера. У него, по-моему, журналистское образование, но он прирожденный мэтр. Не знать каких-то нюансов в сервисе - это не так страшно, главное - чувствовать процесс. Конечно, все зависит от уровня ресторана: чем выше уровень ресторана, тем больше требуется знать мелочей и тонкостей. К примеру, менеджер, если он не обучался, может начать что-то требовать от официанта, чего делать нельзя, - получится смешно. Кроме того, менеджер очень многие вещи должен уметь исполнить сам. Если он этого не умеет, то это тоже будет смешно.

Сомелье нынче в моде

- А что требуется от официантов? Мне всегда казалось, что самые главные, в смысле качества оказываемого сервиса в ресторане, - это официанты.

- Трудно сказать, кто главней. Для официантов единственное, что важно, - уметь разговаривать и улыбаться. Всему остальному можно элементарно научить. В умение разговаривать я включаю многое: знать, что сказать и когда, чувствовать, когда можно подойти к столику, когда нельзя. Все, конечно, зависит от уровня ресторана. Чем проще ресторан, чем проще публика, тем больше официанту позволено. У меня в "Конкорде" работал один официант - не буду называть его фамилию, он сейчас работает в одном престижном ресторане, - так он нередко переходил определенные границы в общении с гостями: например, он мог поинтересоваться у гостя стоимостью его часов или автомобиля. Разумеется, в дорогом ресторане такой человек не на месте. Но я считаю, что он мог бы прекрасно работать в "Печках-лавочках", где вполне допустимо присутствие разбитного официанта.

В нашей стране есть большая проблема - официанты не ходят в рестораны сами. На Западе человек днем работает официантом, а вечером он сам пошел в ресторан, его обслуживают другие. Он, может, не ходит в дорогие, в обычные ходит - но важен сам факт, что ходит.

Еще проблема официантов в том, что пока у нас отношение к этой профессии как к профессии временной, для достижения каких-то временных, прежде всего материальных, целей. Поэтому среди официантов очень много студентов, а официанта старше тридцати-сорока лет, с большим опытом и отличными знаниями, в наших ресторанах почти не увидишь. Мне повезло: у меня в "Конкорде" с открытия работает уникальный специалист - Михаил Иванов, ему тридцать девять лет. Это официант с большой буквы. Уверен, что другого такого специалиста в Москве нет.

- Среди персонала, работающего в зале, есть еще одна позиция - сомелье. Насколько мне известно, это самая модная на сегодняшний день профессия в ресторанном бизнесе.

- Сомелье - действительно очень важная позиция, особенно в ресторанах, которые ориентированы на вино, куда ходят люди, любящие вино. Если у вас нет сомелье, вы не только теряете клиентов, но и лишаете себя возможности зарабатывать на вине. Вино продавать очень выгодно. Скажем, продав бутылочку вина за пятьсот долларов, вы сразу двести-триста долларов - в ресторанах наценки разные - положите себе в карман. Для сравнения: столик на четырех человек со всей едой, причем с условием, что гости хорошо ели, заказывали дорогие блюда, в лучшем случае даст вам сто пятьдесят долларов разницы между себестоимостью и продажной ценой.

Хороших сомелье - единицы, и стоят они недешево. Есть сомелье, на работу которых можно смотреть, открыв рот, любоваться ими. При открытии ресторана у ресторатора есть два пути: перекупить уже известного в Москве сомелье или найти какого-то увлеченного начинающего и дать ему возможность расти. Практически нет опасности в том, что он из-за недостатка квалификации "сядет в лужу" - посетителей, хорошо разбирающихся в вине, очень мало.

Артисты с кухни

- Успех ресторана, качество предоставляемого гостям сервиса зависит не только от тех, кто в зале, но и от тех, кто на кухне.

- Безусловно, шеф-повар - одна из самых крупных фигур в ресторане. Существует два типа шеф-поваров - творец и организатор. Опыт показал, что совместить это в одном человеке практически невозможно. В последнее время я стал считать, что не так важно качество кухни, как ее организованность. Своевременность подачи блюд в ресторане нередко важнее, чем их качество. Конечно, если качество совсем никуда, то это плохо. А если хорошо исполняется стандартное меню и в нем нет никаких шедевров, то ничего страшного не происходит, гости остаются довольны. В Москве немного гурманов, которые выбирают суперкухню.

Если у вас в зале нет менеджера-артиста или директора-артиста, тогда хорош вариант - шеф-повар-артист. Таков, например, Марциано Палли (ресторан "Адриатика"), он выходит в зал очень часто, это очень сильно привлекает гостей. Выход шефа к гостям дает не только контакт с клиентами, но и зачастую может решить какие-то экономические задачи. Например, вы хотите, чтобы сегодня продалась свежая рыба, потому что ее надо срочно продать. Если вы ставите эту задачу официантам, то вероятность того, что они продадут, - не очень высока. Если в эту задачу вставить менеджера (квалифицированного), то вероятность увеличивается. Если же эту задачу поставить перед поваром или директором, то считайте, что хотя бы одно такое блюдо будет продано. Когда шеф-повар - артист, он это обязательно продаст. Самое главное, что гости наверняка запомнят, что к ним вышел шеф, порекомендовал. Я подчеркну, что речь не идет о том, чтобы впарить гостям что-то несъедобное - наоборот.

Но артистизм вашего шефа имеет и обратную сторону. Если у вас шеф-повар болтается в зале, извините, на кухне у вас - другой шеф-повар, другой дирижер или отлаженная команда. Как правило, публичный шеф-повар - это плохой шеф-повар, хотя бывают исключения. Если вы пропагандируете то, чтобы шеф-повар пошел в зал, вы должны понимать, что вы теряете. Для вас важнее всего, чтобы на кухне была хорошая организация, а в зале работал менеджер. Иногда шефам выходить в зал очень нравится, потому что работа в зале однозначно легче, чем работа на кухне. Выйдя в зал, он на кухню уже не хочет.

Но могут быть и компромиссные варианты. Например, шикарнейший совершенно ход, когда шеф-повар выходит к десерту. Во-первых, он слышит оценку своих блюд из первоисточника, во-вторых, он действительно рекомендует десерт. Ведь не так много людей в ресторанах заказывают десерты, а ресторану это - очень выгодно: продажа десертов нередко тянет за собой еще рюмочку чего-то, чашку чая, кофе.

- А насколько важна для шефа обратная связь с клиентом?

- Очень важна. Зачастую шефы, чтобы оценить успешность своих блюд, ориентируются на число продаж того или иного блюда. Но продажи не всегда характеризуют качество блюда, особенно если ресторан только открылся. Они чаще характеризуют работу официанта, который предлагает гостям то или иное блюдо. Но официант это делает, как правило, по причине наименьших проблем, зная, что это блюдо готовится быстро - раз, и будет качественное - два. С ним не будет хлопот, он его проверил, и он его вам рекомендует. Если кто-то сказал, что оно невкусное, он больше не будет его рекомендовать. Поэтому для шефа результаты продаж - это немножко искаженная информация.

Есть и другие виды обратной связи. Например, в "Конкорде" шеф-повар - Эрвин Петерс - коршуном всегда смотрит на тарелку, которую официант несет на мойку. Не дай бог, если мойщица или официант быстро выкинули остатки с тарелки. Это будет скандал. Если блюдо съедено меньше, чем на половину, для Эрвина это - ЧП. Он бросается его пробовать, чтобы понять, в чем причина возврата блюда, качественное оно или нет. Я считаю, что это правильный шеф-повар. Слава богу, что подобное происходит в нашем ресторане крайне редко.

И менеджер зала, если он хороший менеджер, должен "поймать" недоеденное блюдо, принести его шефу и сказать: что-то не то, давай попробуем это. Такого чувство, как брезгливость, у персонала быть не должно. Если же в ресторане всем абсолютно все равно, почему вы отставили почти полную тарелку, успеха у этого ресторана не будет.

- А шеф участвует в управлении меню?

- Конечно, но решающее слово - за управляющим или владельцем ресторана. Шеф-повару обязательно нужен эксперт, критик. Я со своими поварами договариваюсь, что я определяю, какому блюду в меню жить, а какому - нет.

Многие рестораторы поступают так: в разных местах что-то попробовали, приходят к своему шефу и говорят: я там ел то-то, приготовлено так-то, сделай это. Шеф готовит до тех пор, пока не удовлетворит ресторатора. Или другой вариант: езжай туда, попробуй то-то и сделай так же. Есть еще вариант, который раньше практиковали многие на рынке. Они говорят кому-то из поваров: езжай в такой-то ресторан, устройся на работу, месяц поработаешь, притащишь то, что они делают. В принципе это нормально. Но если ваш шеф - творец, то вам этого не надо делать. Если шеф - организатор, то вы даете ему какой-то набор рецептов, которые купили, украли, разработали.

Расценки на сервисный голод

- Сколько зарабатывает персонал ресторана?

- Очень большой разброс цифр, я попробую оценить средний уровень доходов в ресторане. Так, зарплата директора - от тысячи долларов в месяц. Доход управляющего зависит от уровня ресторана и от квалификации самого управляющего. В принципе он может стоить от тысячи до десяти тысяч долларов. Во многих случаях управляющие получают какие-то проценты от прибыли ресторана.

При оценке шеф-повара главный критерий - иностранный повар или наш. Разумеется, иностранцы дороже. Русский повар стоит от тысячи до трех тысяч долларов. Больше трех тысяч получают единицы российских поваров. Иностранцы стоят от двух с половиной до десяти тысяч долларов и выше. Нередко зарплата классного шефа - это половина зарплаты всего персонала.

Что касается сомелье, то зависит от функций, которые он выполняет. Есть сомелье, у которых фиксированная зарплата плюс процент с продажи вин. Это достаточно распространенная схема, но, на мой взгляд, самая ошибочная. Результатом таких условий становится ситуация, когда ваш сомелье теряет интерес к любому из клиентов, заказывающих вино стоимостью ниже той цифры, на которой он зарабатывает хороший процент. Как правило, гости, которые заказывают вино дешевле пятисот долларов, таким сомелье мало интересны. В целом совокупный доход сомелье составляет от тысячи до двух с половиной тысяч долларов.

Менеджеры зала зарабатывают от шестисот долларов до двух тысяч в зависимости от часов работы и проходимости ресторана. Для официантов заработная плата принципиального значения не имеет. Зачастую чем лучше ресторан, тем она ниже. В среднем это от ста до трехсот долларов. Например, в том же "Марио" официант может получать сто долларов, а квалификация у него весьма приличная. Главный доход официантов - это чаевые. С их учетом зарплата официантов может достигать полутора тысяч долларов в месяц.

Точная цифра нередко зависит от той системы распределения чаевых, что принята в ресторане. В одних ресторанах в чаевые входит и кухня, в других - нет. В некоторых ресторанах сколько официант заработал, все - его. Во многих ресторанах вопрос распределения чаевых решает сам персонал. Я стараюсь быть в курсе того, сколько реально зарабатывают мои официанты. Я тогда понимаю, на каких новых людей я могу претендовать. Если по совокупности официант имеет восемьсот долларов в месяц, я знаю, что могу претендовать на хорошего официанта. И естественно, я могу выгнать нерадивого. Если он получает долларов четыреста-пятьсот в месяц, я вынужден оставаться при своих.

- Профессионализм персонала у нас всегда будет главным критерием качества ресторанной услуги?

- Я думаю, что качество сервиса, обслуживания как такового будет актуальным на нашем рынке еще долго. Во-первых, в советские времена мы не были избалованы им, и у нашего человека "сервисный голод" пока продолжается. Во-вторых, профессионализм персонала имеет важное значение и в любом западном ресторане. И в-третьих, когда вы попадаете в руки профессионала - Мастера, кто бы им ни был - парикмахер, портной, продавец или официант, вы всегда получаете качество и запоминаете это надолго.

Фото Алексея Гуляева