Слабые гарантии для слабых

Тема недели
Москва, 11.11.2002
«Эксперт» №42 (348)
Система страхования банковских вкладов в лучшем случае защитит сбережения самой бедной части населения. Кардинально решить проблему доверия к банковской системе и заинтересовать средний класс в банковских депозитах она не сможет

Многострадальный законопроект "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", уже семь лет в разных ипостасях дрейфующий по разным ветвям и коридорам власти, 14 ноября будет обсуждаться на заседании правительства и имеет все шансы быть утвержденным. Власти всерьез надеются, что, заставив банки, работающие с физическими лицами, скинуться на "черный день", они смогут вернуть подорванное в 1998 году доверие граждан к отечественным финансовым институтам и подвигнуть их к цивилизованным формам сбережений.

Мытарства

Первое упоминание об идее страхования банковских вкладов в России относится к 1995 году. В 1993-1994 годах огромное количество вкладчиков пострадало от деятельности нелицензированных финансовых компаний, в просторечии "пирамид". Это заставило государство принять законодательные меры. В соответствии с указом президента РФ от 18 ноября 1995 года N1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Одним из основных направлений его деятельности стало осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках. В фонд перечислялось 2% от продажи федеральной собственности. Фактически фонд осуществлял компенсационные выплаты лишь вкладчикам-инвалидам и их вдовам, пострадавшим от деятельности нелицензированных финансовых компаний, в размере не более 1 тыс. рублей независимо от суммы вкладов.

В 1995 году было решено законодательно утвердить обязательное страхование частных вкладов. Госдума разработала закон "Об обязательном страховании банковских вкладов граждан", но его отклонил Совет Федерации. На его основе был разработан и внесен в 1996 году на рассмотрение в Госдуму законопроект "О гарантировании вкладов граждан в банках", который постигла та же участь. "До кризиса девяносто восьмого года главными противниками закона о гарантировании вкладов были крупнейшие коммерческие банки с мощным розничным бизнесом, у которых дела складывались вполне удачно, и платить отчисления они, естественно, не хотели. После кризиса популярность системы гарантирования вкладов среди банкиров возросла", - вспоминает руководитель банковского направления рейтингового агентства "Интерфакс" Михаил Матовников. В 1999 году поддерживаемый банкирами закон был принят Государственной думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен президентом. Около года о законопроекте не вспоминали, а когда вспомнили, оказалось, что банкирам он снова не нужен. В результате попытки принять закон в 2001 году закончились ничем. "Оттягивание принятия закона объясняется тем, что по сути в нем не заинтересовано ни государство, ни банковский сектор, - говорит Михаил Матовников. - Ни тем, ни другим (в лице государства - Минфину) не хочется раскошеливаться на поддержку системы гарантирования, вот и идет канитель; похоронить же идею никто не может, потому как это давнишнее обещание президента российскому народу".

Наркомбед

Доработанную версию законопрое

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (348) 11 ноября 2002
    Страхование вкладов
    Содержание:
    Слабые гарантии для слабых

    Система страхования банковских вкладов в лучшем случае защитит сбережения самой бедной части населения. Кардинально решить проблему доверия к банковской системе и заинтересовать средний класс в банковских депозитах она не сможет

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама