"Чипсы Арафата" против "порошка Шарона"

18 ноября 2002, 00:00

Неправительственная организация Египетский комитет бойкота обратилась ко всем мусульманам с призывом прекратить покупать порошок Ariel компании Procter & Gamble (P & G). По словам лидеров группы, этот товар назван по имени израильского премьер-министра Ариэля Шарона, а логотип Ariel суть не что иное, как звезда Давида. Над заявлением комитета охотно посмеялись все, за исключением самих производителей порошка и еще ряда международных компаний, которые из-за подобных воззваний и собственных маркетинговых просчетов уже терпят колоссальные убытки.

До последнего времени транснациональные компании вкладывали в арабские рынки большие деньги. Так, P & G потратила около 97 млн долларов на фабрики и инфраструктуру в Египте и даже оплачивала паломничества мусульман в Мекку; Coca-Cola является вторым крупнейшим инвестором в Палестине и в Ливии. Однако после резкого обострения отношений между Израилем и Палестиной и особенно с началом антитеррористической операции США в регионе началась настоящая война брэндов. На рынке появляется все больше товаров с близкими арабам названиями. Например, бывший партнер Pepsico в Иране начал выпускать собственный отечественный лимонад Zam Zam Cola (Zamzam - это священная весна в Мекке). За четыре месяца было продано около 10 млн бутылок (из-за этого продажи Coca-Cola снизились по меньшей мере на 10%), и теперь Pepsico намерена выйти уже на европейский рынок для мусульманской диаспоры. Под лимонад хорошо идет высокоидеологичный продукт небольшой египетской компании Al Jawhara - чипсы Yasser Arafat с сыром, томатами либо паприкой (по отзывам попробовавших эти чипсы, они, скорее всего, напоминают запах ног палестинского лидера).

Достигшая апогея нелюбовь ко всему западному уже стоила только производителям еды и напитков около 40% продаж в арабских странах. В Саудовской Аравии рестораны быстрого питания KFC и Burger King заявили о 50-процентном падении продаж за последний год, а многострадальный McDonalds собирается закрыть два из шести ресторанов в Иордании. В столице Иордании Аммане все громче звучат протесты против Mercedes и призывы не употреблять косметику L`Oreal во время священного месяца рамадан. Так что потери западных компаний в арабских странах, судя по всему, будут только расти.