Кризис сталелитейной отрасли, бушевавший во второй половине прошлого года и в начале нынешнего, завершился. Менее чем за полгода рынок успел полностью оправиться от его последствий. Невиданная быстрота реакции на сталелитейном рынке поражает, ибо вызвана она не только и не столько улучшающейся ценовой конъюнктурой, а иными факторами. Эти факторы новы для рынка: наверное, впервые за все послереформенные годы рост обязан в первую очередь конкуренции. Сталелитейные компании вложили огромные, по их меркам, деньги в повышение конкурентоспособности своей продукции.
Хорошая конъюнктура
Внешний рынок. Напомним, что в начале 2002 года американская администрация ввела запретительные импортные пошлины на российский стальной прокат. Это решение мгновенно всколыхнуло рынок, в частности, еще порядка двух десятков стран срочно озаботились антидемпинговыми процедурами. Волны от протекционистской агрессии США не затихали почти полгода. И лишь во второй половине этого года наметилась обратная тенденция. Ряд крупных американских компаний - потребителей российской стали начали лоббировать отмену запретительных пошлин. Почти по сотне из 470 торговых позиций это сделать уже удалось. Да и в самой Америке страсти по российской стали поутихли, возможно, потому, что начали постепенно повышаться внутренние цены на стальной прокат, и американские металлурги вздохнули свободнее. Кроме того, постепенно темпы антидемпинговых разбирательств в ключевых с точки зрения российского экспорта странах сошли на нет. В частности, удалось договориться с Европой: были установлены новые лимиты на экспорт из России стального проката в размере на 30% больше прежних.
Наконец, с 1 июля этого года была отменена пятипроцентная пошлина на экспорт черных металлов. Острота проблемы с ограничением экспорта российской стали, таким образом, была временно снята.
Внутренний рынок. Здесь у российских металлургов была большая головная боль - импортная сталь, прокат и трубы. В августе по некоторым видам стальной продукции с Украины и из Казахстана правительство России ввело запретительные (в размере от 20 до 40%) импортные пошлины.
Цены. После длительного падения цены на важнейшие виды экспортного проката стали расти. Наиболее активную динамику показывает так называемый плоский, или листовой, прокат (см. график 1), цены на который в России подчас превышают мировые (см. таблицу 1). Цены на длинный, или сортовой, прокат пока изменяются медленнее (см. график 2). Впрочем, это и неудивительно, ведь длинный прокат (балки, рельсы, швеллеры, проволока и т. п.) является инвестиционным товаром, поскольку потребляется в основном транспортной инфраструктурой и в строительстве, и поэтому спрос на него носит отложенный характер. По итогам последних месяцев индекс цен на металлы впервые за несколько лет показал наиболее быстрые темпы роста (см. график 3 и таблицу 2).
Кризис кончился
Все сказанное выше о состоянии ценовой и рыночной конъюнктуры на продукцию сталелитейной отрасли частично объясняет и возросшие показатели ее эффективности (например, данные о рентабельности предприятий черной металлургии представлены на графике 4). Показывает положительную динамику и отраслевой индекс физического объема производства по итогам 9 месяцев 2002 года - см. . Правда, отраслевой индекс растет все же довольно вяло, однако более интересную информацию дает разбивка этого индекса по отдельным группам продукции и по отдельным комбинатам (см. таблицу 4). Здесь общее правило таково: лидеры рынка планомерно наращивают выпуск продукции с наибольшей добавленной стоимостью.
За 7 месяцев 2002 года суммарный объем экспорта продукции черной металлургии достиг 3,7 млрд долларов, что на 1,6% больше, чем за тот же период предыдущего года. Однако структура экспорта изменилась в лучшую для сталелитейных компаний сторону: уменьшаются объемы экспорта "неквалифицированной" продукции с низкой добавленной стоимостью (руда, кокс, чугун, заготовка) и растет - с высокой добавленной стоимостью (ферросплавы, прокат), см. график 5. Впрочем, последствия оживления по-разному затронули разные предприятия. "Сливки" с оживления спроса и повышения цен в первую очередь сняли крупнейшие заводы, ориентированные на выпуск плоского, или листового, проката (это Магнитка, "Северсталь" и НЛМК). Заводы, ориентированные на выпуск длинного, или сортового, проката, получили гораздо меньше.
Конкуренция началась
Российская сталелитейная промышленность во время кризиса конца 2001-го - начала 2002 года впервые за десять лет своего существования оказалась в опасной близости от черты, отделяющей ее от коллапса и развала. О критичности ситуации, сложившейся в начале 2002 года, говорит хотя бы тот факт, что впервые дело дошло до публичных призывов металлургов к правительству заняться их, металлургов, проблемами. Были мы свидетелями и попыток картельных соглашений внутри отрасли, направленных на повышение цен.
Но, к чести металлургов, выбиванием льгот и запретительных пошлин для украинских конкурентов их деятельность по исправлению ситуации не ограничилась. За последние полгода металлурги приложили титанические усилия и затратили не одну сотню миллионов долларов на повышение конкурентоспособности своей продукции и своего бизнеса. Это тем более удивительно, что всплеск инвестиционной активности металлургов пришелся на период слабой рыночной конъюнктуры и на первый взгляд эти затраты не казались обоснованными.
Инвестиции в высокий передел. За 9 месяцев 2002 года сталелитейными компаниями было начато, реализовано и реализуется несколько десятков крупных инвестиционных проектов общей стоимостью примерно миллиард долларов.
Магнитогорский меткомбинат запускает новый прокатный стан фирмы SMS Demag. Этот стан стоимостью 50 млн долларов нужен для производства автомобильного стального листа высокого качества. Магнитка запускает в работу и агрегат горячего алюмоцинкования этого автомобильного листа итальянской фирмы Danieli. Стоимость проекта - 126 млн долларов.
Почти параллельно с Магниткой аналогичный проект стала развивать и "Северсталь", совместно с компанией Arcelor устанавливающая оборудование для горячего цинкования стоимостью 180 млн долларов. Хотя ММК и "Северсталь" ориентированы на разные экспортные рынки (первая - на Китай и страны Восточной Азии, вторая - на Европу и США), на внутреннем рынке они обречены на жесткую конкуренцию, поскольку крупнейший потребитель оцинкованного автомобильного листа АвтоВАЗ расположен примерно на одном расстоянии как с Магниткой, так и с "Северсталью".
Новолипецкий меткомбинат инвестировал примерно 100 млн долларов в строительство агрегата по производству оцинкованного листа с лакокрасочным покрытием германской фирмы Sundwig. Экспортировать такой лист с очень высокой степенью добавленной стоимости будет, видимо, непросто. Однако внутри России уже формируется значительный спрос на него со стороны сборщиков и производителей бытовой электротехники. Этот спрос оценивается в 200-400 тыс. тонн в год, что как раз покрывает производственные возможности НЛМК.
Трубная металлургическая компания (ТМК) в последние месяцы реализовала на своих заводах несколько крупных проектов. На Волжском трубном введено в действие оборудование по производству толстостенных труб большого диаметра с полимерным покрытием. Эти трубы предназначены в первую очередь для нужд "Газпрома", первая партия монополистом уже закуплена. На Синарском трубном заводе устанавливается полностью автоматическая линия фирмы Benteler по контролю качества труб и нарезке резьбы. На Северском трубном монтируется установка специальной обработки стали, которая позволит улучшить качество выпускаемых труб, особенно наиболее ходового нефтяного сортамента. Общие вложения ТМК во все эти проекты только за 9 месяцев этого года составили около 50 млн долларов. Результат не заставил себя ждать. Все три завода увеличили свое производство и долю на рынке среди крупнейших трубных заводов (см. таблицу 5), несмотря на то что общее производство и продажи труб внутри России упали на 7,9% в первую очередь из-за отмены запретительных пошлин на импорт труб с Украины.
Интенсивное развитие
Другое направление инвестиций - вложения в промежуточные звенья технологического процесса. Они оправданы тем, что повышают общую производительность, снижают себестоимость и улучшают качество выплавляемой стали. В первую очередь это замена устаревшего и экологически грязного мартеновского метода производства стали на кислородно-конверторный, а также использование машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ). В качестве примера приведем проект, реализованный управляющей компанией "Евразхолдинг", - реконструкцию построенной еще в советское время, но так и не запущенной уникальной в России восьмиручьевой МНЛЗ на Западно-Сибирском метзаводе. С помощью итальянской компании Danieli она была введена в строй в этом месяце. Общую ситуацию с вводом в строй МНЛЗ и заменой устаревших мартеновских печей см. на графике 6 (см. также таблицу 6). Совершенно четко виден всплеск интенсификации производства как раз в 2002 году.
Наконец, металлурги задействовали еще один фактор интенсивного развития бизнеса - стали изменять технологию продаж. Ранее каждый завод продавал свой прокат самостоятельно. Оказалось, что более эффективна другая схема - через объединение сбытовых сетей, которая позволяет максимально адаптироваться к изменениям конъюнктуры и создавать комфортные условия для торговли металлопродукцией трейдерами. Естественно, идея начала реализовываться там, где к такому объединению были предпосылки. Первопроходцем стала Трубная металлургическая компания, в которой была создана единая эффективная маркетинговая служба. Непосредственно в сталелитейной отрасли прорыв в этой области обозначился только сейчас. Компания "Евразхолдинг", управляющая тремя крупными предприятиями (Нижнетагильским, Западно-Сибирским и Кузнецким металлургическими комбинатами) централизовала свою сбытовую, закупочную и маркетинговую политику, создав единый торговый дом.
Важно, что компания не просто объединила сбытовые службы трех своих заводов в одну (что само по себе должно дать сильный эффект - возможность использовать преимущества крупного продавца сортового проката для эффективного влияния на внутренние цены), но и максимально упростила и стандартизировала условия доступа к торговле металлом "Евразхолдинга" со стороны независимых трейдерских компаний через систему открытых торгов. Создание более комфортных условий для трейдерской торговли в первую очередь преследует цель увеличить продажи на внутреннем рынке. А твердые позиции на внутреннем рынке означают, в свою очередь, меньшую зависимость бизнеса от конъюнктурных колебаний экспортных поставок.