Части иорданской армии и бронетехника пришли на помощь полиции и вошли в прошлое воскресенье в Маан, расположенный в 230 км южнее столицы Иордании Аммана. В городе было объявлено военное положение, магазины, школы, общественные учреждения закрыты, телефонная связь отключена, а полицейские штурмовые отряды рыскали повсюду в поисках Мохаммада ал-Чалаби, подозреваемого в убийстве американского дипломата Лоуренса Фоули.
Время от времени вспыхивали перестрелки. За первые два дня в них погибло четыре человека, в том числе один полицейский. Еще два десятка было ранено. Пятнадцать иорданцев и десять иностранцев арестованы - им предъявлены обвинения в контрабанде оружия и наркотиков, а также в подстрекательстве к мятежу.
Споуксмен правительства Иордании Мохаммад Адван категорически опроверг слухи о том, что эта операция как-то связана с возможной войной в Ираке. "Здесь нет никакой политики", - заявил он. Но ему никто не поверил. Как раз в воскресенье власти арестовали иорданского представителя катарского TV-канала "Аль-Джазира" и его брата - журналиста из местной газеты. Оба они родом из Маана и, как здесь считают, пострадали за критическое освещение событий, происходящих в городе. На следующий день с осуждением "репрессивной политики" иорданского правительства выступила "Амнести Интернейшнл".
Иорданское Хашимитское Королевство возникло после первой мировой войны, объединив арабские бедуинские племена - точно такие же, как и в Саудовской Аравии. Однако после второй мировой войны в Иорданию хлынули потоки палестинских беженцев, и сегодня палестинцев здесь больше, чем бедуинов. Южный и вопиюще бедный город Маан находится в ареале расселения как раз бедуинских племен, своего рода "казаков ислама": воинственных, монархически настроенных, но при этом чрезвычайно консервативных в религии и живущих по собственным племенным законам. (Кстати, погибший у нас в Чечне Хаттаб был родом как раз из этих иорданских бедуинов.) Маан прославился своими бурными демонстрациями 1998 года в поддержку Ирака. Его население не может простить правительству заключение мирного договора с Израилем в 1994 году и ненавидит американцев.
Застреленный 28 октября на пороге своего дома мистер Фоули стал первым американским дипломатом, убитым в Иордании. А если взять за точку отсчета 11 сентября прошлого года, то и первым американским дипломатом, убитым в ходе антитеррористической операции на Ближнем Востоке. Поскольку Иордания является одним из ближайших союзников США в регионе, уже в первые часы после убийства Фоули местная полиция задержала десятки активистов из религиозно-экстремистских организаций. Именно в эту "сеть" и попал Мохаммад ал-Чалаби.
При задержании он оказал сопротивление, был ранен и отправлен в одну из городских больниц. Вскоре в больницу ворвались два десятка вооруженных людей, ранили полицейского и освободили Чалаби. Бедуины наотрез отказались выдать властям своего соплеменника, который, помимо всего прочего, подозревается в связях с запрещенной военизированной религиозной организацией "Такфир вал Хиджра" и находится в розыске за нападение на полицейский участок в Маане.
По мнению наблюдателей, этот инцидент в более чем лояльной США Иордании показывает резкий рост антиамериканских настроений, вызванный подготовкой военных действий против Ирака. Растет недовольство и молодым королем Абдуллой II, занявшим прозападную позицию.