Как будем делить?

18 ноября 2002, 00:00

На конференции "СРП-2002: от законов к инвестициям", которая состоялась на прошлой неделе в Москве, сторонники соглашений о разделе продукции в очередной раз объяснили, почему действующая законодательная база недропользования неэффективна.

Дискуссии вокруг соглашений о разделе продукции (СРП) обострились из-за грядущего рассмотрения Госдумой новой главы Налогового кодекса, которая определит фискальные условия режима СРП. Эта глава станет одним из основных нормативных актов, которые наконец заставят работать закон "О соглашениях о разделе продукции", принятый еще в 1996 году. За прошедшие шесть лет не была начата разработка ни одного нового месторождения на условиях СРП. А такие известные проекты, как "Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьяга", были запущены в "частном" порядке еще до принятия упомянутого закона.

Механизм СРП как вариант концессий - пример цивилизованных правил игры. Он реально может привлечь в Россию иностранных инвесторов. Важнейшие преимущества режима СРП, на которые обращали внимание участники конференции, - неизменность условий соглашения на все время реализации проекта разработки месторождения и индивидуальный подход к расчету тех выплат, которые инвестор должен отдать государству (с учетом особенностей каждого конкретного месторождения). Действующая в настоящее время лицензионная система в этом отношении крайне неэффективна. В применении СРП заинтересованы в первую очередь те российские добывающие компании, которые владеют низкорентабельными и близкими к истощению месторождениями (например, ТНК и "Роснефть").

Длительная задержка с принятием основных нормативных актов к закону о СРП во многом объясняется столкновением лоббистских усилий различных сырьевых компаний. Каждая из них пытается приспособить новые законодательные акты под себя, чтобы получить наибольшую выгоду после их вступления. В результате закон о СРП не действует, новые соглашения не заключаются - и проигрывают все. Между тем блокирование режима СРП сегодня приведет к тому, что через 15-20 лет добыча нефти в России резко упадет, поскольку новые крупные месторождения, требующие огромных капиталовложений, ни один здравомыслящий инвестор на условиях лицензии разрабатывать не будет.