Атака на швейцарскую банковскую тайну

18 ноября 2002, 00:00

Европейский союз заявил, что рассматривает возможность объявить налоговую амнистию для тех своих граждан, кто имеет счета в швейцарских банках. Эта мера, по мнению Брюсселя, может подвигнуть владельцев счетов на то, чтобы вернуть капиталы на родину. Швейцарии же это угрожает существенным оттоком капитала. Но в ЕС налоговую амнистию рассматривают прежде всего как меру, способную принудить швейцарцев к тому, чтобы они начали предоставлять конфиденциальную информацию о вкладчиках из стран ЕС, пользующихся услугами швейцарских банков.

Как известно, Евросоюз с 2003 года хочет ввести в действие внутреннюю директиву об автоматическом обмене информацией о вкладчиках, чтобы контролировать уплату ими налогов на доходы от вкладов. Однако в Брюсселе понимают, что система контроля не будет эффективной, если она охватит тех граждан стран ЕС, которые хранят свои сбережения в банках государств, не входящих в Евросоюз. И больше всего претензий у Брюсселя к Швейцарии с ее "тайной банковских вкладов" - ведь именно это позволяет швейцарским банкам привлекать многочисленных клиентов с большими деньгами и весьма успешно конкурировать с банками ЕС.

Швейцария готова пойти на уступку - она предлагает взимать 35-процентный налог со вкладов граждан стран ЕС и делиться этими доходами с теми странами, чьи граждане пользуются услугами швейцарских банков. Однако регулярно обмениваться информацией о вкладах Швейцария категорически отказывается - это же поставит крест на ее банковской тайне. Да и на налог со вкладов Швейцария готова пойти только в том случае, если еще три страны с низкими ставками налогообложения - Австрия, Люксембург и Бельгия - согласятся повысить свои налоги. Но Евросоюзу этого мало - он хочет получать детальную информацию о своих вкладчиках, которые, размещая капиталы в Швейцарии, избегают налогообложения в своих собственных странах. Член Еврокомиссии по вопросам налогообложения Фритц Болкестайн, который ведет переговоры с Берном, считает, что предложение Швейцарии о 35-процентном налоге на вклады и разделе этих доходов с государствами-членами ЕС - "шаг вперед, однако этого недостаточно без обмена информацией". Договориться с Швейцарией по вопросу обмена информацией нужно до конца декабря, в противном случае планы ЕС по борьбе с уклонением от уплаты налогов могут завершиться провалом.

Так что налоговая амнистия - это еще один инструмент давления на несговорчивую Швейцарию, и даже более мощный, как считают европейские аналитики, чем санкции, в том числе и введение ограничений на передвижение капиталов. По словам одного из европейских банкиров, "швейцарцы очень боятся прощения фискальных грехов, так как это может привести к значительному бегству капиталов".

Тем временем министры финансов ЕС обсуждают возможность воспользоваться итальянской схемой амнистии, получившей название "Финансовый щит". Суть процедуры сводилась к тому, что инвесторы, закрывшие свои счета в швейцарских банках и возвратившие деньги в Италию с ноября 2001 года и по июнь 2002 года, должны были заплатить лишь 2,5-процентный налог. Чтобы поощрять возвращение денег со швейцарских счетов и в дальнейшем, итальянское правительство согласилось не преследовать инвесторов за уклонение от уплаты налогов. Благодаря "Финансовому щиту" в Италию было репатриировано около 30 млрд долларов. "Финансовый щит" оказался столь успешным, что итальянское правительство намерено вскоре провести еще одну операцию такого рода, правда, на этот раз с 4-процентным налогом. Пока министры финансов ЕС не достигли согласия в вопросе о применении итальянской схемы, но попросили главу минфина Италии Джулио Тремонти представить 3 декабря, во время очередной встречи министров, детальный доклад об итальянской операции.