За Удоканское медное месторождение, расположенное в Читинской области, разгорается борьба между Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) и казахской компанией "Казахмыс". Борьба эта закономерна, поскольку Удокан - единственное крупное и еще не разработанное месторождение меди на территории России, а УГМК и "Казахмыс" испытывают дефицит медного сырья. Сейчас весь вопрос в том, как именно государству стоит продавать лицензию на разработку Удокана - на открытом аукционе или на закрытом конкурсе.
"Казахмыс" настаивает на первом варианте, а УГМК - на втором. К чести УГМК, она не скрывает, что почти наверняка проиграет открытую борьбу с "Казахмысом" и поэтому лоббирует конкурс. Главные доводы таковы. Во-первых, "Казахмыс" будет наверняка либо сразу экспортировать медную руду с Удокана в Китай, либо перерабатывать ее на своих мощностях в Казахстане и потом опять же продавать в Китай. Во-вторых, получив большие деньги на аукционе, государство проиграет в перспективе, поскольку переработка удоканской меди в России принесет в виде налогов намного больше того, что удастся получить за лицензию.
Остается заметить, что, кроме УГМК и "Казахмыса", продать Удокан будет некому: его руды очень бедные, и их добыча и переработка окажется эффективна лишь в двух случаях. Или при продаже руды Китаю, который в случае массовых и регулярных поставок, вероятно, согласится покупать ее по ценам выше рыночных. Или при глубокой переработке руды и экспорте чистой меди и медного проката: в этом случае неэффективность добычи медного концентрата будет компенсироваться высокой добавленной стоимостью меди и проката, которая характерна только для российских и казахских медных предприятий.