Новая повестка антитеррора

2 декабря 2002, 00:00

В прошлый вторник Европейский суд по правам человека в Страсбурге отменил собственный мораторий на выдачу России чеченских боевиков, задержанных в августе грузинскими пограничниками. Это событие довольно скупо освещалось средствами массовой информации, а между тем оно - историческое. Когда пару месяцев назад Грузия, не желавшая выдавать бандитов, обратилась в Страсбургский суд за правовой поддержкой, в результате можно было не сомневаться. На тот момент ни одна европейская структура не приняла бы решения в пользу России - против чеченских борцов за национальную независимость. Если бы Москва тогда потребовала у Копенгагена выдать Ахмеда Закаева, Копенгаген плюнул бы Москве в лицо. А сейчас вот даже и он засомневался. Закаев уже месяц томится в датской тюрьме.

Есть соблазн связать эти изменения с ужасными событиями 23-26 октября в Театральном центре на Дубровке и сделать вывод, что европейское общественное мнение о чеченском терроризме и о российской борьбе с ним перевернулось, но это не так. Оно не только не перевернулось, оно само перевернуло события на Дубровке удобным для себя образом: жестокая бездушная Россия убивает без разбору своих и чужих. Изменения в поведении европейцев следует связать с позицией США - ее за четыре дня до упомянутого решения Страсбургского суда максимально доходчиво выразил президент Джордж Буш во время встречи с президентом Владимиром Путиным в Екатерининском дворце в городе Пушкине. Позиция сформулирована так: США признают российскую политику в отношении чеченских террористов правильной, самих чеченских террористов числят в одном ряду с "Аль-Каидой" и намерены с ними соответствующим образом бороться. А тот факт, что и Америка, и Россия уже внесли в свои стратегические концепции грозные пункты о наказании пособников и спонсоров международного терроризма, заставляет задуматься и Страсбург, и Копенгаген.

Сюжет вовсе не в том, что два больших плохих парня договорились и теперь терроризируют весь класс. Просто класс пока еще не понял новой ситуации. Во время короткой встречи Буша и Путина под Петербургом российский президент неожиданно сказал грозные слова в адрес Саудовской Аравии. Скорее всего, Владимир Путин сделал это по просьбе стоявшего в тот момент рядом с ним Буша, поскольку Саудовская Аравия - в первую очередь американская проблема. Главный военный союзник и главный экономический партнер США на арабском Востоке, Эр-Рияд является и главным спонсором мирового исламского терроризма.

Путин напомнил, что смертники, направившие 11 сентября 2001 года пассажирские самолеты на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и на Пентагон, в подавляющем большинстве своем были гражданами Саудовской Аравии. Об этом стало известно почти тотчас же после терактов, а свидетельств поддержки террористических организаций со стороны нефтяного арабского капитала было много и до 11 сентября. Америке понадобилось больше года, чтобы признать тяжкую необходимость пересмотреть свое отношение к ваххабитскому саудовскому режиму. Эта нерешительность объяснима, если учитывать колоссальную роль саудовской нефти и саудовских нефтедолларов в мировой экономике и политике. Однако продолжая ставить перед антитеррористической коалицией ложные или второстепенные цели, США рисковали превратить в фарс саму идею антитеррора.

Судя по поведению и высказываниям американских политиков, разворачивающимся парламентским расследованиям сотрудничества членов королевской семьи Ас-Сауд с террористическими организациями, Америка выбор наконец сделала. А значит, в ближайшее время борьба с глобальной угрозой исламского радикализма выйдет на новый, очень серьезный уровень. Собственно, по-настоящему эта борьба только начинается, до сих пор были подготовка и пиар.

На этой неделе Владимир Путин совершает турне по Азии. Он, безусловно, ознакомит с новой повесткой антитеррора своих китайских и индийских собеседников. У азиатских гигантов свои давние проблемы с сепаратизмом и терроризмом, а потому можно уверенно предсказать, что эта новая повестка получит там поддержку. А возможно, будет и дополнена. Недавняя серия терактов, совершенных исламскими боевиками в Кашмире, вновь привлекла внимание к Пакистану. Прошедшие выборы привели к власти в пограничных с Афганистаном провинциях этой страны радикальные мусульманские организации, и именно здесь, по многим сведениям, сейчас базируется бен Ладен. Более того, представители этих организаций имеют шанс войти в правящую парламентскую коалицию Пакистана и сформировать правительство. Тонкий слой лояльной Западу элиты в любой момент может быть порван огромной массой стремительно радикализующейся "исламской улицы".

Мысль, что придется плотно заниматься ядерным Пакистаном, тяжелее даже, чем перспектива конфронтации с Саудовской Аравией, однако и этого, видимо, не избежать. Перед такими вызовами нынешние противоречия между глобальными центрами силы должны отступить на задний план. Подавить очаги терроризма и не допустить полномасштабной мировой войны - задача не для Америки или России, это задача для всех. Скоро это поймет и Европа.