Перед визитом Владимира Путина в Китай и Индию практически все официальные лица не уставали повторять, что военно-техническое сотрудничество (ВТС) России с этими странами станет едва ли не главным в повестке дня встреч с Цзяном Цзэминем и Аталом Бихари Ваджпаи. При этом тональность всех заявлений накануне визита была крайне оптимистичной, если не сказать бравурной. Так, по словам заместителя главы администрации президента Сергея Приходько, курирующего вопросы ВПК, взаимодействие в сфере ВТС с Китаем и Индией носит "широкий и открытый характер" (чиновник, видимо, не знает, что информация о ВТС с Китаем давно засекречена). А министр промышленности Илья Клебанов оценил сотрудничество как "очень позитивное и динамичное". Самые смелые члены российской делегации уверенно прогнозировали подписание новых крупных контрактов в сфере ВТС на миллиарды долларов.
Поводы для оптимизма у наших чиновников действительно были. Китай - самый крупный импортер российских вооружений, ежегодно тратит на их приобретение более 1,5 млрд долларов. Индия в списке покупателей российского оружия прочно занимает второе место (объем закупок - около 1 млрд долларов в год). В сумме на эти две страны приходится более двух третей экспорта ВПК России.
Кроме того, Индия и Китай сейчас готовятся к возможным вооруженным конфликтам. Индия - к войне с Пакистаном, а Китай - к силовому противостоянию с Тайванем. Соответственно, обе страны реализуют масштабные программы перевооружения своих армий. Казалось бы, более благоприятную конъюнктуру для наших оружейников и представить трудно. Однако ни одного сколько-нибудь серьезного контракта по ВТС в ходе визита российского президента подписано не было.
"Адмирал Горшков" за копейки не продается
Главная проблема ВТС России и Индии - постоянно откладывающаяся продажа авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Переговоры об этой сделке зашли в тупик еще три года назад. Крейсер водоизмещением 45 тыс. тонн, построенный по проекту Невского ПКБ, в начале 90-х проржавел и был поставлен на прикол. Индусам этот корабль необходим как воздух. В соответствии с военной доктриной, Индии нужны три авианесущих крейсера: один для постоянного патрулирования западного побережья, второй - восточного, а третий должен в это время проходить плановый ремонт. Но сейчас в составе ВМФ Индии остался только один авианосец - Viraat, который будет списан уже в 2007-2009 годах.
У индийцев вроде бы есть другие варианты. Во-первых, можно попытаться построить авианосец самим. Такой проект начал реализовываться в 1989 году при поддержке французской компании DCN. Программа, получившая название Air Defence Ship, предусматривает создание корабля водоизмещением 40 тыс. тонн. На авианосце предполагается разместить 16 легких истребителей МиГ-29К и 22 вертолета. Ожидается, что корабль будет заложен на верфи в Кочине в 2003 году, а возможный срок его постройки составит от шести до десяти лет. Впрочем, сами индийцы считают этот вариант наименее реалистичным, поскольку им до сих пор не удавалось построить даже обычный крейсер с меньшим водоизмещением.
Во-вторых, можно принять предложение Англии купить два авианосца Invincible ("Непобедимый") с истребителями Sea Harrier, но только после их вывода из состава Королевского флота Британии. Это произойдет не раньше 2006 года, что для Индии тоже неприемлемо.
Таким образом, серьезной альтернативы "Адмиралу Горшкову" у Индии, по сути, нет. Понимая это, Илья Клебанов и гендиректор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов стремились получить за крейсер как можно больше. Сначала речь шла о 2 млрд долларов. В эту сумму входила плата за 25 палубных истребителей МиГ-29К и пять вертолетов Ка-28 и Ка-31 к нему. Однако Индия, по данным "Эксперта", сейчас готова заплатить только за работы по модернизации корабля, новое вооружение и технику, а также за создание технической базы на причале. Все вместе тянет не более чем на 1 млрд долларов, что Россию не устраивает. В "Рособоронэкспорте" корреспонденту "Эксперта" твердо пообещали, что "за копейки 'Горшкова' мы не продадим". В результате Илья Клебанов в очередной раз похвалил индийцев за хороший настрой в отношении авианосца и принял решение еще раз обсудить вопрос цены с министром обороны Индии Джорджем Фернандесом.
Неуступчивость России буквально взбесила индийские власти. России четко дали понять, что ее место на рынке вооружений Индии в будущем могут занять США и другие западные страны. Джордж Фернандес, побывав в Америке, выразил готовность немедленно расширить военное сотрудничество с США, а президент Джордж Буш снял целый ряд ограничений, наложенных Америкой после индийских ядерных испытаний 1998 года, на экспорт из США в Индию двадцати позиций вооружений. Более того, Индия сделала предложение французскому правительству продать ей партию легких истребителей Mirage-2000, хотя могла бы закупить МиГ-29СМТ. Минобороны Индии стало негласно участвовать в программе американского истребителя пятого поколения F-35, вежливо отказавшись от аналогичного предложения России.
Кроме того, Индия решила резко активизировать развитие своей национальной военной промышленности, на первом этапе организуя лицензионное производство, создавая совместные с Россией предприятия по выпуску военной техники. За последние три года Индия приобрела у нас лицензию на производство 140 истребителей Су-30МКИ, несколько сотен танков Т-90, разместила заказ на три фрегата типа "Тальвар".
Россия вместе с Индией в рамках СП "Брамос" приступила к созданию новой сверхзвуковой противокорабельной ракеты, которая поступит на рынок в будущем году. Это разработка на базе противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК) "Яхонт", выпущенного НПО машиностроения. Сейчас индийцы разрабатывают для этой ракеты систему наведения повышенной точности и программное обеспечение. Ожидается, что ракета "Брамос" будет способна поражать цель в радиусе до 300 км. На большей части траектории ее наведения обеспечит инерциальная навигационная система, а на конечном участке полета - активная радиолокационная головка самонаведения. Залп из девяти таких ракет запросто уничтожит соединение из трех фрегатов.
Второй этап программы импортзамещения предусматривает клонирование индийским ВПК российских разработок. Пока масштабы такого клонирования невелики. Интенсивно ведется строительство только эсминцев и фрегатов. Самым большим успехом индийского судостроения стал ввод в строй в 1997 году строившегося при содействии России эсминца D-61 Delhi. По своим техническим характеристикам этот корабль представляет собой гибрид советских эсминцев проектов 956 и 1155, но гораздо более удачный, чем каждый из них в отдельности. На нем установлены ЗРК "Штиль-1" и РЛС "Фрегат-МА", а также противокорабельный ракетный комплекс "Уран-Э", которого нет на вооружении даже нашей армии. Вслед за головными кораблями в 1999-м и 2000 году ВМС Индии получили от собственного ВПК еще два эсминца D-60 Mysore и D-62 Mumbai. В будущем ВПК Индии планирует построить еще три эсминца уже нового типа Bangalore. Закладка нового корабля состоится в 2003 году.
С начала 90-х в Индии активно ведется строительство фрегатов улучшенного типа Godavari, которые будут оснащаться комплексом "Уран-Э" и первым национальным ЗРК индийской разработки Trishul.
Таким образом, мы уже теряем рынок платформ (на которые устанавливаются российские вооружения), а в будущем потеряем и рынок самих вооружений. Исключения здесь составляют системы ПВО, истребители и подводные лодки. Именно о закупках и лицензионном производстве неатомных подлодок класса "Амур", партии самолетов Су-30МКИ и, возможно, систем ПВО ближнего действия во время январского визита в Москву Джордж Фернандес будет договариваться с Ильей Клебановым. Однако эксперты считают, что в самое ближайшее время никаких новых контрактов, кроме продажи "Адмирала Горшкова", ожидать не стоит.
Китай не бездонный
Сотрудничество в сфере ВТС с Китаем в корне отличается от индийского. Во-первых, норма прибыли на продаже вооружений в Китай составляет около 30% против 5-6% в Индию. В силу специфики своего политического режима Китай не может похвастаться широкими связями с зарубежными поставщиками оружия, поэтому вынужден покупать его втридорога, преимущественно у России.
Во-вторых, Китай значительно опережает Индию по количеству закупленных российских вооружений. Но здесь свои особенности. Взять хотя бы истребители. На конец 2002 года, по данным Центра АСТ, наши обязательства перед Китаем включают поставку 19 Су-30МКК (без управляемого вектора тяги, тогда как индийский Су-30МКИ такой системой оснащен) и комплектов для лицензионного производства 180-185 Су-27СК. За период 1999-2002 годов в Китай поставлено 76 истребителей Су-27СК и Су-27СКК, 57 Су-30МКК, а также неопределенное количество компонентов для лицензионного производства Су-27СК в Шеньяне. Предположительные контракты в будущем, по оценкам заместителя гендиректора Центра АСТ Константина Макиенко, могут включать продажу лицензии на производство до 200 Су-27/Су-30.
Индия получила от России только 18 Су-30К, 10 Су-30МКИ и десяток МиГ-29. Оставшиеся контракты предусматривают поставку 22 Су-30МКИ и лицензионное производство 140 таких же самолетов. Таким образом, Китай в скором времени, по прогнозам г-на Макиенко, приобретет почти втрое больше тяжелых истребителей семейства Су-27/Су-30, чем Индия. Правда, анализ характеристик закупаемых истребителей показывает, что Индия стремится преодолеть количественное отставание за счет качества. Не секрет, что Россия поставляет в Индию гораздо более совершенное оружие, чем в Китай. Однако для того, чтобы Индия могла эффективно сдерживать Китай, ей необходимо как минимум в полтора раза увеличить закупки истребителей и обзавестись комплексной системой ПВО, но денег на это у нее нет.
В-третьих, национальная программа развития вооружений в Китае на порядок превосходит индийскую. Китай сам производит всю необходимую ему сухопутную технику, собственными силами разрабатывает и выпускает эсминцы типа "Лухэй", лишь немного уступающие по своим характеристикам российским кораблям класса "Современный", имеет неплохую программу создания легкого истребителя J-10 (отдаленный аналог F-16) и даже пытается делать системы ПВО дальнего действия типа С-300. Пожалуй, единственное, что китайцам никак не удается сделать, это атомная подводная лодка (на последних испытаниях один опытный образец едва не утонул). Поэтому новых крупных заказов (за исключением тяжелых истребителей) от китайцев нашему ВПК ожидать не стоит.
При подготовке статьи использованы материалы Центра АСТ, доклад Константина Макиенко о техническом сотрудничестве России и КНР в 1992-2002 годах