В Боржоми запахло нефтью

9 декабря 2002, 00:00

Позиция грузинского правительства и экологов в отношении строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан по уникальному Боржомскому ущелью Грузии была изменена в течение двух дней пребывания в Тбилиси представителя British Petroleum (лидера спонсорской группы проекта строительства нефтепровода) президента компании BP-Azerbaijan Дэвида Вудворда. Грузинская сторона все-таки дала разрешение начать строительные работы. При этом министр по охране природы и ресурсов Нино Чхобадзе заявила, что "на президента страны Эдуарда Шеварднадзе и правительство было оказано беспрецедентное давление".

Что же так всколыхнуло грузинское руководство, которое с момента возникновения идеи сооружения нефтепровода в 1995 году с нетерпением ожидало этого события. Все вдруг вспомнили про экологический ущерб, который, по мнению и местных, и зарубежных специалистов, может оказаться невосполнимым. Экологи, сформулировав в общей сложности более тридцати вопросов к нефтяникам, назвали три причины возможной экологической катастрофы: технологическая авария, природные катаклизмы, диверсия. Любое из этих событий может уничтожить знаменитые на весь мир целебные минеральные источники Боржоми. "Даже небольшого количества пролившейся нефти достаточно, чтобы на долгие годы загрязнить минеральные воды, объявленные стратегической статьей отечественного экспорта", - заявил корреспонденту "Эксперта" президент разрабатывающей месторождение грузино-нидерландской компании Georgian Glass & Mineral Waters Мамука Хазарадзе.

Но дело не только в этом. В конце концов, авария на нефтепроводе и именно на боржомском участке не представляется событием фатально неизбежным. Неизбежно другое. Трубопровод в основном будет проложен на глубине от двух до четырех метров. Для большей надежности траншею, по которой пройдет труба, укрепят традиционными стройматериалами. В Боржомском ущелье нефтепровод пройдет по местам природного водосбора - дождевая вода, почвенные и грунтовые воды, которые, очищаясь путем естественной фильтрации, в дальнейшем попадают в сами источники минеральной воды. После укрепления траншеи структура зоны водосбора претерпит изменения, и, вероятнее всего, природные воды изменят свой маршрут. Как это отразится на качестве минеральных вод Боржоми, не берется предсказать ни один эколог.

Тем не менее президент Грузии Эдуард Шеварднадзе попытался преподнести результаты переговоров с Дэвидом Вудвордом как достигнутый компромисс. "Мы с инвесторами достигли оптимального решения по строительству грузинского участка нефтепровода. Принятое решение, с одной стороны, полностью обеспечивает экологическую безопасность Боржомского ущелья, а с другой - не препятствует осуществлению проекта", - заявил он. Чем обернется это "оптимальное решение", никому не известно.

Причины упорства инвесторов в отношении маршрута нефтепровода понятны. Севернее Боржомского ущелья трубу просто не проложить из-за рельефа, а два альтернативных маршрута - южнее ущелья по Ахалкалакскому району - забраковал Азербайджан. На этот счет Дэвид Вудворд был достаточно откровенен. "Нефть, которая будет транспортироваться по этому трубопроводу, принадлежит Азербайджану и является его достоянием, - сказал он. - Азербайджан не может согласиться с экспортом нефти, добываемой ценой вложения миллионов долларов и огромного труда, через регион, где проживают армяне". Кстати, с этнической стороной проекта не все гладко и в третьей стране - Турции. Здесь, по данным газеты Observer, из районов прохождения нефтепровода в принудительном порядке спешно выселяются курды.

Данное грузинским правительством разрешение на строительство нефтепровода через Боржомское ущелье вызвало переполох. Несколько студенческих организаций устроили перед госканцелярией живописные акции протеста, а неправительственные организации "зеленых" в специально распространенном заявлении пообещали создать инвесторам "очень большие проблемы при переговорах с основными потенциальными кредиторами проекта - Европейским банком реконструкции и развития и Международной финансовой корпорацией, которые первостепенное внимание уделяют именно природоохранным мерам". Не остался в стороне и парламент. Большинство депутатов требует пересмотреть всю папку соглашений по проекту века, как именуют здесь будущий трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.