Глава комиссии ЕС по антимонопольной политике Марио Монти обнародовал обновленный вариант европейского антитрестовского законодательства в части, касающейся корпоративных слияний и поглощений. Компании получают более широкие, чем прежде, процедурные возможности, позволяющие им добиться одобрения сделки. Кроме того, согласно новым правилам, значительная часть полномочий по надзору за слияниями перейдет из компетенции Еврокомиссии в сферу ответственности национальных правительств и судов стран - членов ЕС, что также объективно на руку компаниям.
Однако комментаторы не склонны расценивать заявление Монти как капитуляцию. Эти изменения стали частью задуманной еврокомиссаром широкой реформы действующих в ЕС антимонопольных процедур. Реформа призвана усилить позиции ведомства Монти в борьбе против экспансии транснациональных компаний в Европе.
Итальянский профессор Марио Монти, пожалуй, самая грозная фигура для большого бизнеса на европейском рынке. Пиком его деятельности стало решение о запрете сделки стоимостью в 43 млрд долларов по покупке General Electric компании Honeywell. Несмотря на американское происхождение обеих корпораций, чрезмерное их присутствие на европейском рынке позволило антимонопольному ведомству (посчитавшему, что сделка приведет к монополии) наложить на нее вето. Год назад к штрафу в 850 млн долларов была приговорена группа фармацевтических компаний во главе со швейцарской Roche и германской BASF, уличенных в сговоре с целью завышения цен на рынке витаминов. Сейчас комиссия Монти рассматривает самое громкое антимонопольное дело - против компании Microsoft.
Насущная необходимость в "перевооружении" возникла у европейского антимонопольного комиссариата после серии ударов, нанесенных его репутации европейскими судами. Расположенный в Люксембурге Европейский суд первой инстанции (второй по значению юридический орган в единой Европе) отменил три решения антимонопольной комиссии по запрету корпоративных поглощений. По мнению судей, эксперты комиссии Монти не смогли представить убедительных доказательств монопольного характера этих сделок. Полагают, что главной причиной неудач послужила небрежная работа рядовых экспертов комиссии, которая и позволила адвокатам компаний найти изъяны в обвинении. Кроме того, суд отметил, что антимонопольное ведомство недостаточно активно вело переговоры с компаниями-ответчицами, тем самым исключив возможность компромиссного соглашения между сторонами.
Марио Монти надеется, что передача части дел по слияниям в руки национальных правительств позволит его комиссии сконцентрировать усилия на наиболее крупных и ответственных делах по обвинению в монополизме. Чтобы усилить подготовку доказательств обвинений, комиссия намерена учредить должность главного экономиста и пригласить на нее эксперта с мировым именем.