На первый взгляд размещение компанией Highland Gold эмиссии акций в Лондоне представляется событием незначительным. Существенно более крупные компании и с большей помпой выходили, например, на Нью-Йоркскую биржу. Однако на самом деле это событие приоткрывает перспективы развития российской экономики, которые нам, приученным за последнее десятилетие к кризисам, стагнациям, дефолтам etc., кажутся абсолютно фантастическими.
Компания Highland Gold относительно невелика, добывает всего пять с лишним тонн золота в год, но она занимает вполне приличные места в рейтингах по капитализации на тонну доказанных запасов золота и на тонну добываемого золота. И это обстоятельство является самым важным.
Возьмем "Газпром". Его нынешняя капитализация едва превышает 15 млрд долларов. Зададимся вопросом: какой она могла бы быть, если посчитать ее, опираясь на доказанные запасы газа и сравнивая с крупными мировыми энергетическими компаниями?Я слышал разные оценки от аналитиков и финансистов. Но ни одна из них не опускалась ниже 200 млрд долларов. Максимальная цифра, которую приходилось слышать, - триллион долларов. И, пожалуйста, не смейтесь, это не я выдумал, цифру назвал чрезвычайно авторитетный западный финансист.
Конечно, можно немедленно возразить - экономическая и политическая среда в России пока слишком плоха, чтобы приведенные цифры стали реальностью: дурной суд, мздоимцы-чиновники, организованная преступность, неумелые менеджеры... Однако как раз эти возражения и опровергаются примером компании Highland Gold - ее активы находятся в России, в этой самой неблагоприятной среде. И тем не менее по качественным показателям она выглядит ничуть не хуже компаний, работающих в среде, по мировым меркам благоприятной. Значит, существуют технологии, позволяющие повышать стоимость компаний, а вместе со стоимостью компаний повышается и "стоимость страны", не дожидаясь светлого будущего.
Более того, этот пример показывает другую логику, зеркальную нашей, привычно аутсайдерской. Если компании страны оценены мировым рынком высоко, они не выбиваются из общего ряда, в котором представлены "благополучные" страны, значит, эта страна тоже "благополучная", значит, в нее можно вкладывать деньги, значит, светлое будущее создается прямо сейчас.
В нашей стране эта логика не в ходу. У нас мало кто понимает, что такое капитал, мало кто осознает его огромную силу. Обычно под капиталом понимают запас наличности. Говорят, например: смотрите, как у нас малы сбережения граждан - всего десятки миллиардов долларов. А следовательно, мощный инвестиционный процесс невозможен, нужно ждать денег из-за границы. И это говорят в стране с самыми большими в мире запасами сырьевых ресурсов, с землями, одними из самых плодородных в мире, с огромным рынком недвижимости. Однако весь этот запас по существу не является богатством, поскольку его нельзя продать или заложить, а если и можно, то очень дешево. В России очень много благ, природных или созданных предыдущими поколениями, но очень мало капитала, то есть благ, которые могли бы создавать новое богатство. Именно здесь кроется ответ на вопрос, почему в такой богатой стране люди так бедны.
Года два назад на это обстоятельство в интервью журналу "Эксперт" обратил внимание финансист Андрей Годзинский. Разбирая последствия кризиса 1998 года, он размышлял следующим образом. Все радуются внезапно начавшемуся экономическому росту. Растут обороты компаний, их прибыли, доходы граждан. Это прямое следствие объявленного дефолта и многократной девальвации рубля. Но какой ценой достигнут этот экономический рост, вопрошал Годзинский, что произошло с российским капиталом? Он, конечно, в несколько раз сократился. Сделал ли нас послекризисный рост богаче? Нет - отвечал финансист. Если у человека сгорел дом (капитал), но он стал получать пособие погорельца (текущий доход), разве стал он богаче?
После публикации этого интервью мы стали искать других людей - экономистов, финансистов, чиновников от экономики, - которые могли продолжить эту чрезвычайно важную тему - роль капитала в развитии экономики. Таких людей оказались единицы, мы не смогли продолжить обсуждение. Проблема создания капитальной базы экономики страны в России не понимается и поэтому в повестке дня не стоит.
Будем пока обсуждать реформу ЖКХ.