Курортный роман

16 декабря 2002, 00:00

Проходящая в галерее "Ковчег" выставка "На солнечном пляже в июне..." посвящена теме легкомысленной - отдыху у воды в отечественном искусстве ХХ века.

Степные крымские пейзажи, портреты на фоне песчаных пляжей, кипарисов и автоматов с газировкой, наброски пляжных сценок, девушки с веслом и без, развесистые пальмы, вышки для прыжков в воду, паруса, запечатленные такими мастерами, как Леонид Пастернак, Александр Лабас, Максимилиан Волошин, Николай Тырса, собраны на выставку из Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, других крупных музеев и частных коллекций. Все это станет настоящим открытием для тех, кому старорежимная курортная жизнь представляется лишь унылой рутиной, многократно запечатленной в курортных фотографиях, густо населенных малопривлекательными телами с унылыми формами и неровным загаром. Выставка свидетельствует: для художников мир банальных курортных радостей - солнце, воздух и вода - был миром подлинной свободы, как социальной, так и живописной. Как будто вырываясь из плена, они спешили на одни и те же многократно запечатленные берега, где на фоне неба и бесконечной воды протекает жизнь отдыхающих. Там они портретировали битвы облаков, бег солнечных бликов по водной глади, движение теней в темно-зеленых кронах и много других вещей, которые игнорирует память и не чувствует фотография. Но именно это и искали русские художники в Коктебеле, Массандре, Гурзуфе, Паланге, так же как их французские предшественники - в Барбизоне, Аржантейе, Эстаке и Арле.