В Москве прошел первый с советских времен фестиваль немецкого кино, на котором демонстрировались лучшие фильмы последних двух лет. Организовал фестиваль Союз экспортеров немецких фильмов, ответственный за продвижение кинематографа Германии за границей. Подобные фестивали проводятся по всему миру - от Сиднея до Нью-Йорка. Теперь немецкие экспортеры добрались и до Москвы, оценив, очевидно, перспективы российского кинорынка.
В последние годы принято считать, что европейское кино - это прежде всего кино французское. Однако французские кинематографисты, судя по всему, слишком увлеклись поиском собственного, "антиголливудского" пути. И если сравнивать французский фестиваль, недавно прошедший в Москве, с немецким, напрашивается простой вывод: французов со всеми их модными экспериментами и ехидными пародиями едва ли можно сейчас назвать продолжателями европейской кинотрадиции. А вот немцев - вполне.
Одной из самых интересных в фестивальной программе стала картина Каролины Линк "Нигде в Африке" (Национальная кинопремия 2002 года за лучшую режиссуру), продолжающая вечно актуальную в немецком кино тему страшного нацистского прошлого. 1938 год. Маленькое еврейское семейство, не дожидаясь Хрустальной ночи, эмигрирует в Кению. Муж-адвокат переквалифицируется в фермера и неумело руководит веселыми туземцами, жена отказывается распаковывать любимый сервиз - последнюю примету привычного быта, восьмилетняя дочь чувствует себя одинаково комфортно в глиняных хижинах местных жителей и в английской школе для девочек. Такой фильм - с неторопливым монтажом, панорамными съемками, тщательно проработанными характерами - мог бы появиться и десять, и двадцать лет назад. Немецкие режиссеры явно не собираются забывать традиции европейского большого кино - это видно и по другим фестивальным фильмам. "Черный ящик ФРГ" - подробное исследование эпохи семидесятых-восьмидесятых, с ее сомнительными героями - террористами из группы Баадер-Майнхоф. "Берлин - это в Германии" - история вышедшего из тюрьмы гражданина ГДР, которому никак не удается прижиться в объединившейся стране. Главный хит фестиваля, "Гриль-бар 'На лестнице'" ("Серебряный лев" Берлинале-2002) - вполне традиционная, но очень качественная психологическая драма о кризисе среднего возраста, где унылая супружеская жизнь сменяется столь же унылыми адюльтерами.
Впрочем, и современная мода немецкому кинематографу не чужда. Странно, что жюри последнего Берлинале не заметило "Скалу" Доминика Графа. В этом фильме женщина средних лет с несложившейся личной жизнью заводит роман с юным преступником - прямым наследником персонажей Бернара Блие из "Вальсирующих". Размеренная жизнь летит ко всем чертям: свобода от условностей мало сочетается с уголовным кодексом и моральными нормами. "Скала" - редкий пример адекватного следования нынешней киномоде: дикторский голос за кадром и периодическое слайд-шоу вместо стандартных монтажных склеек выглядят здесь на удивление уместно.
Вполне совпадала с модными тенденциями добрая половина фестивальных фильмов. "Занимаются ли рыбы любовью?" - немецкий вариант "Амели", молодежная полукомедия-полудрама о причудливых фантазиях современных городских жителей. В "Обнаженных" исследуются драмы более взрослые - тоскливые брачные игры тридцатилетних мужчин и женщин, стремящихся разыскать наконец в жизни подлинные ценности.
Неприятно удивил разве что фильм "Красавица Марта" - до невозможности паточная история приятной во всех отношениях девушки, налаживающей семейную жизнь с помощью недюжинных кулинарных способностей.
Поразительно, но именно этот фильм оказался одним из двух, закупленных нашими прокатчиками. Глуповатая мелодрама а-ля Астрахан оказалась им ближе проблемных исторических фильмов и даже развеселых молодежных комедий. Другой купленный фильм, к счастью, - "На лестнице". Оба выйдут в российский прокат весной.