Талакан ждет хозяина

Андрей Виньков
16 декабря 2002, 00:00

Чиновники отменили аукцион по продаже лицензии на освоение Талаканского нефтегазового месторождения. Похоже, они решают, что для них выгоднее: переиграть условия продажи в пользу госкомпаний или заработать побольше средств от проведения аукциона по новым правилам.

Для российских нефтяников конец года обещал стать временем крупных приобретений. 18 декабря должна быть продана компания "Славнефть", а 26-го предполагалось реализовать на аукционе лицензию на освоение одного из крупнейших нефтегазовых месторождений Якутии - Талаканского. Но теперь одной покупкой станет меньше, а российский бюджет не пополнится крупной суммой. Дело в том, что купить к Новому году якутский актив нефтяники, похоже, не сумеют. После почти полугодовой подготовки к проведению аукциона он был отменен. Инициаторы отмены - Министерство природных ресурсов (МПР) и Минэкономразвития (МЭРТ) - заявили о переносе аукциона по Талакану на более поздние сроки. Причины отмены сугубо формальные - должным образом не оформлено будущее лицензионное соглашение, занижена стартовая цена.

Крупные нефтяные компании, намеревавшиеся участвовать в аукционе, были шокированы такой беспардонностью. Ведь им пришлось отвлекать значительные средства, брать кредиты, задействовать кадровые ресурсы. Отмена или перенос аукциона может негативно сказаться на их хозяйственной деятельности и повредить деловой репутации. Но их увещевания никто не берет в расчет: у российских чиновников свои резоны.

Талакан местного значения

Талаканское месторождение, расположенное в юго-западной части Якутии, открыто в 1987 году. Извлекаемые запасы Талакана оцениваются в 124 млн тонн нефти и 47 млрд кубометров газа. Хотя нефть месторождения сильно обводнена, но зато залегает она на небольшой глубине - до 1200 метров.

Довольно долго изучением и разработкой Талакана занималась дочерняя структура "Саханефтегаза - компания "Ленанефтегаз" (в 2001 году она добыла здесь 256 тыс. тонн нефти). Компания создала минимальную инфраструктуру для внутрирегиональных нужд: нефть, полученная в ходе опытно-промышленной эксплуатации, по временному трубопроводу (зимой из-за крайне низких температур он не работает) поступает в поселок Витим. Там часть ее перерабатывается на мини-НПЗ мощностью всего в 50 тыс. тонн, а остальное водным путем транспортируется в другие поселки Якутии для сжигания в котельных.

Однако существуют перспективы и более серьезной эксплуатации месторождения. Согласно проекту его освоения, инвестиции в размере около 900 млн долларов позволят примерно через восемь лет ежегодно получать на Талакане 4,5 млн тонн нефти. Годовой доход от месторождения в этом случае может составить 200-300 млн долларов. Кроме того, Талакан занимает ключевое положение в регионе, и с его разработки должно начаться крупномасштабное освоение других нефтегазоносных участков Якутии. По оценкам специалистов Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья и Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН, начальные извлекаемые запасы углеводородов в пределах Якутии составляют 11-12,9 млрд тонн.

Талакан неместного значения

Освоение этих колоссальных запасов осложняется рядом проблем. Прежде всего это удаленность от рынков сбыта и отсутствие транспортной инфраструктуры. Другая же проблема состоит в том, что якутские власти, не имея средств на освоение Талакана, тем не менее не желают пускать "чужаков" в экономику республики.

Решать первую проблему принялась нефтяная компания ЮКОС. Именно она стала инициатором и главным финансистом строительства нефтепровода в Китай от Ангарска до Дацина. Согласно российско-китайскому соглашению, его строительство (всего оно потребует около 1,7 млрд долларов) должно начаться в 2003 году. Талаканское и еще несколько месторождений западной Якутии и северо-востока Иркутской области (см. карту) должны будут частично загрузить этот нефтепровод. Китайская нефтяная компания CNPC уже в 2001 году намеревалась начать совместные нефтегазовые проекты в этом регионе. Представители CNPC в конце 2001 года заявили о заинтересованности в партнерстве с ТНК в части разработки Верхне-Чонского и Ковыктинского месторождений в Иркутской области, непосредственно контактирующих с Талаканским.

Вторую проблему оказалось возможным решить лишь после того, как бывший президент Якутии Михаил Николаев проиграл выборы Вячеславу Штырову. До того ни одна нефтяная компания не могла и близко подойти к освоению якутской нефти. И только после смены якутского руководства ЮКОС сумел приобрести 25% акций компании "Саханефтегаз". Последняя в апреле 2001 года уже участвовала в конкурсе по Талаканскому месторождению и выиграла его у другого претендента (компании "Сургутнефтегаз"), но не смогла заплатить 501 млн долларов. Лицензию пришлось вернуть.

И вот впервые возникла возможность для неякутской компании получить право на освоение Талаканского месторождения. Заявки на участие в аукционе подали "Газпром", "Сургутнефтегаз", ЮКОС, "Роснефть", "Сибнефть", ТНК, Total RRR, "Дальинком". В конце декабря эти компании должны были начать торговаться со стартовой цены в 56 млн долларов. Но аукцион был отменен.

Талакан геополитический

Первыми выступили за отмену аукциона некоторые его участники - госкомпании "Газпром" и "Роснефть". Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков в своем письме министру природных ресурсов Виталию Артюхову пожаловался, что одно из условий пользования недрами, выставленными на аукцион, - приобретение или аренда имущественного комплекса на центральном блоке Талаканского месторождения, являющегося собственностью Республики Саха (Якутия). Но задекларированная стоимость этих активов не подкреплена независимой оценкой. А глава "Газпрома" Алексей Миллер в письме тому же Артюхову объяснил свое желание отменить аукцион тем, что не были соблюдены сроки официального объявления о начале его проведения.

Все эти бумажные неурядицы можно было исправить еще летом. Но они были замечены лишь сейчас. Почему? А все дело в том, что главный претендент на Талакан - компания ЮКОС существенно продвинулась в переговорах по топливно-энергетическому сотрудничеству с Китаем. Проект нефтепровода Ангарск-Дацин (ЮКОС), по сути, был противопоставлен проекту государственного нетфепровода Ангарск-Находка (строить его должна была "Транснефть"). Кроме того, ЮКОС, похоже, совсем обжился в Якутии. Если верить нынешнему президенту республики Вячеславу Штырову (см. www.kreml.org/calendar/docs/5983538), то "Саханефтегаз" принадлежит правительству Якутии лишь на 25%, а все остальное - неизвестно кому. Возможно, этот неизвестный - ЮКОС. Получив контроль над "Саханефтегазом", глава ЮКОСа Михаил Ходорковский сможет начать разрабатывать еще и газовые запасы Якутии (а они там значительнее нефтяных). Чиновники испугались, что регулирование топливно-энергетических отношений с КНР (неизбежно связанных с политикой) попадет в руки частной компании. Вероятно, поэтому, сославшись на экологическую опасность строительства, проект юкосовского нефтепровода отправили на доработку. ЮКОС же, основной претендент на победу в аукционе по Талакану, сошел с дистанции (впрочем, как и остальные). А по рынку поползли слухи, что вместо аукциона по продаже лицензии на Талакан будет проведен конкурс. И победить в нем должна "Роснефть".

Деньги могут перевесить

В этом месте необходимо вспомнить об аукционе по продаже "Славнефти". Он должен пройти всего на неделю раньше аукциона по Талакану. Значит, сотни миллионов долларов, зарезервированные каждой компанией под якутское месторождение, не станут маячить на торгах по "Славнефти". Для повышения конкуренции и недопущения сговора (вполне естественно ожидать сепаратных переговоров между нефтяниками по уступке лидерства в приоритетном для каждого аукционе) логично было бы аукционы "разнести" по времени. По словам нефтяников, устно чиновники именно это называли причиной отмены или переноса аукциона.

И все же нельзя исключать вероятности проведения аукциона по Талакану. Деньги российскому правительству пока что нужны, поэтому можно ожидать от него повышения стартового размера платежей за право пользования месторождением. Судя по отмененным результатам прошлогоднего конкурса, окончательный размер разового платежа за Талакан не будет меньше 501 млн долларов. Похоже, что нефтяникам дешевле его купить уже не удастся.